Почему иностранцы видят в бразильских женщинах только сексуальный объект и виновата ли в этом Анитта?
На черном фоне ярко-розовый английский текст, обведенный неоном, гласит: «Вы бразильянка? Ах, я люблю бразильских женщин». Работа 34-летней художницы Сантарозы Баррето была представлена на выставке «Феминистские истории: художники после 2000 года» в Художественном музее Сан-Паулу в прошлом году. Фраза, хорошо известная бразильским женщинам, попавшим за границу. Может даже показаться, что эти слова звучат как безобидный флирт. Но за этой фразой стоит гораздо большее.
Идея работы возникла, когда Сантароза проходила практику в Париже в 2016 году. Будучи единственной бразильской женщиной в группе, она видела, как мужчины реагируют, когда она сообщает о своей национальности. «Реакции были очень похожи, большинство из них сказали: «Ах, я люблю бразильских женщин!». Причем все мужчины произносили эти слова как комплимент».
У иностранцев сложился образ бразильцев как счастливых и дружелюбных людей, но вот образ бразильских женщин приобретает эротические очертания, порой с оттенком проституции. Вот почему художница решила использовать неон – свет, который широко используется на фасадах борделей в Париже. Ведь, по ее мнению, бразильские женщины часто рассматриваются иностранцами как проститутки. Эта ассоциация, созданная мужчинами за пределами Бразилии, приводит к появлению предубеждений и стереотипов. Розовый цвет был выбран, чтобы подчеркнуть нежность женщин, которую уничтожают домогательства.
По мнению Беатрис Падилла, доктора социологии, профессора Университета Южной Флориды и специалиста по иммиграции и гендерным вопросам, бразильские женщины нередко рассматриваются мужчинами за рубежом как очень доступные. Например, в Португалии группа бразильских женщин даже обратились в полицию, рассказывая об эпизодах моральных и сексуальных домогательств. Чтобы разобраться с этой проблемой, в первую очередь нужно сосредоточиться на поиске корней этого стереотипа.
Женщина как туристический продукт
В период с 1960-х по 1980-е годы правительство Бразилии само распространяло изображение чувственной женщины, представляя ее в качестве национального туристического продукта. Изучив рекламные кампании Embratur, федерального агентства по туризму, исследователь Келли Акеми Кажихара доказывает, что правительство способствовало созданию образа доступных бразильянок.
На плакатах и открытках были изображены женщины в соблазнительных позах в бикини на пляже или танцующими самбу на карнавале в полуобнаженном виде. Часто кампанию иллюстрировали только ягодицы девушек, их лица даже не показывались. В итоге женщин рекламировали как туристический продукт, наравне с пляжами и фестивалями.
Образ доступных и чувственных бразильянок закрепился, и сегодня эта ситуация породила множество социальных последствий: от домогательств и сексистских комментариев до детской проституции и торговли бразильскими женщинами за рубежом. На сегодняшний день из почти 2 миллионов мальчиков и девочек, ставших жертвами сексуальной эксплуатации в мире, примерно 10% – бразильские дети, отмечает ЮНИСЕФ (Детский фонд Организации Объединенных Наций).
С 2003 года бразильское правительство прекратило использовать образ чувственной женщины в своих рекламных кампаниях по туризму. Однако Келли Акеми Кажихара говорит, что нынешнее правительство не стремится бороться со стереотипами в отношении бразильских женщин. Она вспоминает выступление президента Жаира Болсонару во дворце Планалто в апреле 2019 года: «Любой, кто хочет приехать сюда, чтобы заняться сексом с женщиной, добро пожаловать. Теперь Бразилия не может считаться раем гей-туризма». Исследователь отмечает, что «такие медвежьи услуги серьезны с социальной точки зрения и еще больше затрудняют разрушение стереотипов».
Как родился стереотип
Вероятно, впервые такой образ возник в романе «Ирасема», написанном Жузе де Аленкаром в 1865 году. В романе Ирасема, из индейского племени, соблазняет Мартима, португальского колонизатора, исследовавшего земли Сеары в 16 веке. Ее называют «девственницей медовых губ». В одном из эпизодов Ирасема ведет португальца в священный лес и готовит галлюциногенное зелье для возлюбленного. Вскоре Мартим теряет сознание. Затем Ирасема лежит в его объятьях. Прямо в тексте ничего не сказано, но все детали намекают на то, что между ними произошло.
Фигура обольстительной представительницы коренных племен вскоре заменяется чернокожей женщиной. «Мужчины использовали женщин, особенно чернокожих и представителей коренного населения, для удовлетворения своих потребностей. Именно это дало начало «смешанному бразильскому народу», – говорит исследователь Беатрис Падилла. Глаусия Ассис, профессор Университета штата Санта-Катарина, специалист по женщинам-эмигрантам и гендерным отношениям, согласна с Беатрис: колонизаторы нападали и насиловали женщин. Прошли века, а образ бразильских женщин как проституток и грешниц, доступных для сексуальных контактов, присутствует в литературе и рекламе. Исходя из этого образа, женщины делились на хороших и плохих. «Жены колонистов – хорошие, а другие – порабощенные и коренные женщины – плохие», – резюмирует Беатрис. Со временем все бразильские женщины стали рассматриваться некоторыми иностранцами как относящиеся к «смешанной расе, мулатки и небелые», то есть плохие.
«В этой сексистской и расистской культуре, которая существует сегодня, бразильские женщины за границей находятся в невыгодном положении». Распространено мнение, что мужчина не может противостоять бразильским женщинам. И, по их мнению, это вина именно женщин.
При чем тут Анитта?
Как экспортный продукт, ритм бразильского фанка покорил многие страны. Можно подумать, что этот стиль музыки культивирует образ доступной бразильянки. Но, по словам исследователя Келли Акеми Кажихара, фанк – и его главная представительница всемогущая Анитта – не несет ответственности за стереотипный образ бразильских женщин за границей.
«Сексуальность фанк-певцов демонстрирует другой образ женщин: «Я могу быть сексуальной, я могу заниматься сексом, если захочу, с тем, кого я выберу». Это отличается от образа простой и доступной женщины, которую можно увидеть в туристических кампаниях».
Профессор Глаусия Ассис поддерживает Келли. «Женщины за рубежом определенно подвергаются дискриминации не из-за фанка, а из-за стереотипного колониального образа бразильских женщин».
За рубежом гендерные различия усиливаются. Стереотипные взгляды на бразильскую женщину ставят ее в неполноценное положение. Задача современного общества – побороть эти предрассудки.