s1200 (2)n

Почему иностранцы видят в бразильских женщинах только сексуальный объект и виновата ли в этом Анитта?

На черном фоне ярко-розовый английский текст, обведенный неоном, гласит: «Вы бразильянка? Ах, я люблю бразильских женщин». Работа 34-летней художницы Сантарозы Баррето была представлена на выставке «Феминистские истории: художники после 2000 года» в Художественном музее Сан-Паулу в прошлом году. Фраза, хорошо известная бразильским женщинам, попавшим за границу. Может даже показаться, что эти слова звучат как безобидный флирт. Но за этой фразой стоит гораздо большее.

© https://www.instagram.com/santarosa/

Идея работы возникла, когда Сантароза проходила практику в Париже в 2016 году. Будучи единственной бразильской женщиной в группе, она видела, как мужчины реагируют, когда она сообщает о своей национальности. «Реакции были очень похожи, большинство из них сказали: «Ах, я люблю бразильских женщин!». Причем все мужчины произносили эти слова как комплимент».

У иностранцев сложился образ бразильцев как счастливых и дружелюбных людей, но вот образ бразильских женщин приобретает эротические очертания, порой с оттенком проституции. Вот почему художница решила использовать неон – свет, который широко используется на фасадах борделей в Париже. Ведь, по ее мнению, бразильские женщины часто рассматриваются иностранцами как проститутки. Эта ассоциация, созданная мужчинами за пределами Бразилии, приводит к появлению предубеждений и стереотипов. Розовый цвет был выбран, чтобы подчеркнуть нежность женщин, которую уничтожают домогательства.

По мнению Беатрис Падилла, доктора социологии, профессора Университета Южной Флориды и специалиста по иммиграции и гендерным вопросам, бразильские женщины нередко рассматриваются мужчинами за рубежом как очень доступные. Например, в Португалии группа бразильских женщин даже обратились в полицию, рассказывая об эпизодах моральных и сексуальных домогательств. Чтобы разобраться с этой проблемой, в первую очередь нужно сосредоточиться на поиске корней этого стереотипа.

Женщина как туристический продукт

В период с 1960-х по 1980-е годы правительство Бразилии само распространяло изображение чувственной женщины, представляя ее в качестве национального туристического продукта. Изучив рекламные кампании Embratur, федерального агентства по туризму, исследователь Келли Акеми Кажихара доказывает, что правительство способствовало созданию образа доступных бразильянок.

На плакатах и ​​открытках были изображены женщины в соблазнительных позах в бикини на пляже или танцующими самбу на карнавале в полуобнаженном виде. Часто кампанию иллюстрировали только ягодицы девушек, их лица даже не показывались. В итоге женщин рекламировали как туристический продукт, наравне с пляжами и фестивалями.

Образ доступных и чувственных бразильянок закрепился, и сегодня эта ситуация породила множество социальных последствий: от домогательств и сексистских комментариев до детской проституции и торговли бразильскими женщинами за рубежом. На сегодняшний день из почти 2 миллионов мальчиков и девочек, ставших жертвами сексуальной эксплуатации в мире, примерно 10% – бразильские дети, отмечает ЮНИСЕФ (Детский фонд Организации Объединенных Наций).

С 2003 года бразильское правительство прекратило использовать образ чувственной женщины в своих рекламных кампаниях по туризму. Однако Келли Акеми Кажихара говорит, что нынешнее правительство не стремится бороться со стереотипами в отношении бразильских женщин. Она вспоминает выступление президента Жаира Болсонару во дворце Планалто в апреле 2019 года: «Любой, кто хочет приехать сюда, чтобы заняться сексом с женщиной, добро пожаловать. Теперь Бразилия не может считаться раем гей-туризма». Исследователь отмечает, что «такие медвежьи услуги серьезны с социальной точки зрения и еще больше затрудняют разрушение стереотипов».

Как родился стереотип

© https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Iracema_(Antonio_Parreiras,_1909).jpg

Вероятно, впервые такой образ возник в романе «Ирасема», написанном Жузе де Аленкаром в 1865 году. В романе Ирасема, из индейского племени, соблазняет Мартима, португальского колонизатора, исследовавшего земли Сеары в 16 веке. Ее называют «девственницей медовых губ». В одном из эпизодов Ирасема ведет португальца в священный лес и готовит галлюциногенное зелье для возлюбленного. Вскоре Мартим теряет сознание. Затем Ирасема лежит в его объятьях. Прямо в тексте ничего не сказано, но все детали намекают на то, что между ними произошло.

Фигура обольстительной представительницы коренных племен вскоре заменяется чернокожей женщиной. «Мужчины использовали женщин, особенно чернокожих и представителей коренного населения, для удовлетворения своих потребностей. Именно это дало начало «смешанному бразильскому народу», – говорит исследователь Беатрис Падилла. Глаусия Ассис, профессор Университета штата Санта-Катарина, специалист по женщинам-эмигрантам и гендерным отношениям, согласна с Беатрис: колонизаторы нападали и насиловали женщин. Прошли века, а образ бразильских женщин как проституток и грешниц, доступных для сексуальных контактов, присутствует в литературе и рекламе. Исходя из этого образа, женщины делились на хороших и плохих. «Жены колонистов – хорошие, а другие  порабощенные и коренные женщины – плохие», – резюмирует Беатрис. Со временем все бразильские женщины стали рассматриваться некоторыми иностранцами как относящиеся к «смешанной расе, мулатки и небелые», то есть плохие.

 «В этой сексистской и расистской культуре, которая существует сегодня, бразильские женщины за границей находятся в невыгодном положении». Распространено мнение, что мужчина не может противостоять бразильским женщинам. И, по их мнению, это вина именно женщин.

При чем тут Анитта?

© https://www.youtube.com/channel/UCE4Adz-ZC7EGmrsQCzchwQg/discussion?disable_polymer=1

Как экспортный продукт, ритм бразильского фанка покорил многие страны. Можно подумать, что этот стиль музыки культивирует образ доступной бразильянки. Но, по словам исследователя Келли Акеми Кажихара, фанк – и его главная представительница всемогущая Анитта – не несет ответственности за стереотипный образ бразильских женщин за границей.

«Сексуальность фанк-певцов демонстрирует другой образ женщин: «Я могу быть сексуальной, я могу заниматься сексом, если захочу, с тем, кого я выберу». Это отличается от образа простой и доступной женщины, которую можно увидеть в туристических кампаниях».

Профессор Глаусия Ассис поддерживает Келли. «Женщины за рубежом определенно подвергаются дискриминации не из-за фанка, а из-за стереотипного колониального образа бразильских женщин».

За рубежом гендерные различия усиливаются. Стереотипные взгляды на бразильскую женщину ставят ее в неполноценное положение. Задача современного общества – побороть эти предрассудки.

Автор статьи: Анастасия Мосткова
Хэштеги:
0 поделились
Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − тринадцать =

[wppb-login] Регистрация