ALEP Bolsonaro-AM (46)-3612
© Antônio More/Gazeta do Povo

Ультраправые выходят из тени

Жаир Болсонару дал консервативным и ультраконсервативным кругам Бразилии шанс на выход из многолетней тени. Его агрессивность и неполиткорректность дают возможность выиграть ему больше очков, чем продуманные заявления его конкурентов по президентской гонке. Кто такой «бразильский Дональд Трамп»? Каковы его шансы занять президентское кресло? Почему «феномен Болсонару» волнует не только бразильских, но и зарубежных, в особенности, латиноамериканских экспертов? Разбираемся в сегодняшнем материале.

Кто такой Болсонару?

Жаир Мессиас Болсонару родился в штате Сан-Паулу в 1955 году. С юности относил себя к военным кругам, учился в военном университете, а после этого на долгие годы посвятил себя карьере в вооруженных силах Бразилии. Болсонару всегда был бунтарем, за годы в армии он не раз оказывался в центре событий. Так, в 1986 году он дал интервью журналу «Veja», где поднял проблему низкой зарплаты военнослужащих, за что был арестован на 15 суток. Впоследствии солидарность с ним выразили многие военные и организации, и после судебного разбирательства с него были сняты обвинения. Так или иначе, годы Военной диктатуры сформировали Болсонару как консерватора, но с бунтарским духом, и когда в 1988 году он уволился в запас в звании «капитана», он нашел применение этим двум своим чертам, занявшись политической деятельностью. Интересно, что у него получилось довольно быстро обрести определенную электоральную базу: он с успехом избирался сначала на муниципальном уровне, в Рио, а затем и на федеральном. Сейчас он также входит в число депутатов нижней палаты бразильского Конгресса, это его седьмой по счету мандат. Как законодатель известен несколькими инициативами, в особенности, педалированием права на ношение оружия и самозащиту, а также изменений в системе голосования на выборах (Болсонару уверен, что электронные урны недостаточно защищены).

Стоит также отметить, что партийная принадлежность для политика никогда не была значимой, можно даже сказать, что партии он меняет с действительно завидной периодичностью (за свою политическую карьеру он сменил восемь партийных организаций).

В чем особенность его политического имиджа?

Политический имидж Болсонару в целом вписывается в образ современных ультраправых политиков и по многим идейным параметрам сопоставим не только с Трампом, но и с европейскими ультраправыми – Гертом Вилдерсом, Хайнцем-Кристианом Страхе и др. В стилистике бразильца также просматриваются черты, характерные для популистов – от европейцев Беппе Грилло и Марин Ле Пен до латиноамериканок Кейко Фухимори или даже Кристины Фернандес де Киршнер (хотя она на другом конце идеологического спектра от Болсонару). Специфика образа бразильского политика связана, ожидаемо, с особенностями бразильского дискурса. В Бразилии многие темы ощущаются острее, чем в европейских странах. Так, например, происходит с проблемой однополых браков и нетрадиционной сексуальной ориентации, а также с правами женщин и «цветного» населения. Стилистика Болсонару идет радикально вразрез со сложившимися за время правления левых требованиями к власти наделить эти группы населения (ЛГБТ, афробразильцы и женщины) бóльшими возможностями и обеспечить, наконец, равенство для всех граждан страны. Cексизм, шовинизм и нетерпимость, свойственные Болсонару, сильно превосходят аналогичные качества его европейских или американских коллег. Так, в интервью газете «Zero Hora» он всерьез замечал, что экономически целесообразнее платить женщинам меньше, чем мужчинами за одинаковую работу. Для него вполне нормально сказать коллеге – депутату женского пола, что он «бы ее не изнасиловал, потому что она страшная и того не стоит». Или заявить, что его сыновья «слишком хорошо образованы», чтобы стать гомосексуалистами или связаться с чернокожими девушками. Кроме того, политик вторгся на фактически табуированное общественным консенсусом поле – годы военной диктатуры, которую Болсонару открыто защищает.

Почему «феномен Болсонару» вызывает беспокойство?

Основная проблема, которая волнует сейчас не только бразильских, но и международных экспертов, – это растущие как на дрожжах показатели популярности Жаира Болсонару. Если летом – осенью 2017 года ведущий центр изучения общественного мнения Бразилии Datafolha включал его в пятерку, а затем и в тройку лидеров, то с декабря прошлого года ультраправый политик прочно обосновался на втором месте. Кроме того, Болсонару, еще недавно считавшийся политическим маргиналом, де факто стал главным конкурентом самого популярного бразильского деятеля – бывшего президента страны Луиса Инасиу Лулы да Силвы. Если Луле все же не удастся принять участие в президентских выборах (подробнее читайте здесь), то у консерватора будут неплохие шансы занять заветное президентское кресло.

Популярность Болсонару вызывает беспокойство в экспертных кругах. Опыт Дональда Трампа хорошо показывает, что для успешного функционирования политической системе нужны не только громкие обещания радикальных перемен, но и постоянная работа, в том числе подразумевающая поддержку истеблишмента. У Болсонару немало сторонников и в бразильской элите, однако его радикализм отталкивает потенциальных союзников, которые не без оснований опасаются за свой имидж и дальнейшую политическую карьеру. Если политик не сможет заручиться поддержкой значительной части истеблишмента, его президентство может обернуться для Бразилии еще большим политическим кризисом, чем тот, который страна переживает сейчас.

Автор статьи: Анастасия Борик
Хэштеги:
0 поделились
Предыдущая статья

Екатерина Хованович: Такое странное хобби

Следующая статья

Индейцы шаванте за рекой смерти Риу-Мансу

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 − два =

[wppb-login] Регистрация