© Leonardo Mercon

Экологические проблемы Бразилии и политика в области охраны окружающей среды

Бразилия представляет собой пример сложившегося в современном мире противоречия между парадигмой ускоренного экономического развития и необходимостью сохранения окружающей среды. С этой проблемой сталкиваются, в той или иной форме, все развивающийся страны, однако для Бразилии она стоит острее, чем для многих других. Связано это, прежде всего, с тем, что Бразилия – это настоящий мировой заповедник, рекордсмен по биоразнообразию и объемам природных ресурсов. С какими основными вызовами сталкивается Бразилия в экологической сфере и каков ее ответ? 

Называя Бразилию грандиозным заповедником, мы совсем не преувеличиваем. Страна располагает самыми обширными в мире территориями тропических лесов, а ее флора и фауна включают в себя 12% мирового биоразнообразия. Настоящей природной сокровищницей можно назвать и реку Амазонку, формирующую вокруг себя специфические природные территории, изучение которых продолжается до сих пор. Бразилия также владеет протяженной прибрежной полосой с прекрасными пляжами, привлекающими туристов со всего света. Эти факторы не в последнюю очередь определяют особое отношение бразильцев к экологической проблематике.

Наличие большого количества природных ресурсов, однако, не всегда подразумевает заботу об окружающей среде и отсутствие проблем. Как и любая другая страна, Бразилия сталкивается с огромным количеством экологических вызовов, причем все они связаны с деятельностью человека, с ускоренным аграрным и промышленным производством, с урбанизацией и нерациональным использованием даров природы.

Загрязнение воды и воздуха

Воздух над Бразилией наполнен зачастую совсем не ароматом тропических лесов. Бразилия является одним из региональных лидеров по выбросу СО2 и других газов, например, метана. Страна также входит в десятку стран мира, осуществляющих наибольший объем выбросов вредных газов в атмосферу. Одновременно в воздух попадают и микроскопические частицы самого разного происхождения – от цемента и продуктов горения до тяжелых металлов и минералов. Все они могут наносить тяжелый вред здоровью человека, негативно влиять на экосистему в целом, а также способствовать глобальному потеплению. Хотя Бразилия проделала большую работу по сокращению выбросов СО2 (уровень снизился на 41% с 2005 по 2011 год) и других вредных газов, а также разработала и применила несколько программ разных уровней в этой области, загрязнение воздуха остается большой проблемой. По данным исследований AIDA (Межамериканская ассоциация защиты окружающей среды), при выработке законодательных инициатив не учитывались различные возможности бразильских штатов, некоторые из которых по финансовым и иным причинам просто не могут выполнить наложенные на них обязательства.

С загрязнением воды дела обстоят, пожалуй, еще хуже. Владелица грандиозных мировых водных запасов Бразилия постоянно испытывает нехватку воды как для пищевых, так и для сельскохозяйственных целей. Кроме того, огромный ущерб на постоянной или спорадической основе наносится ключевым бразильским курортам, чьи воды страдают от нарушения экологического законодательства. Штаты Баийя, Рио-де-Жанейро, Санта-Катарина ведут бой за чистоту своих знаменитых пляжей, однако нередко проигрывают. Летом 2017 года, например, аргентинская пресса с беспокойством писала о заражении воды на большей части пляжей Бразилии – самого популярного места отдыха аргентинцев. Ссылаясь на бразильские экологические органы, издание Clarín, в частности, отмечало, что только 42% пляжей прошло контрольные исследования, остальные же могут в той или иной степени представлять угрозу здоровью.

Загрязнение почвы и проблема утилизации отходов

Экстенсивное использование земель для сельского хозяйства и животноводства, широкое применение пестицидов и других токсичных веществ, а также растущая вырубка лесов провоцируют серьезную деградацию почв в Бразилии. Экологические активисты уже не первый год бьют тревогу. По некоторым оценкам, в сельском хозяйстве Бразилии нередко используют запрещенные уже много лет вещества, включая модифицированные версии дихлордифенилтрихлорэтана, или ДДТ. Это наносит колоссальный ущерб почвам, провоцируя их быструю деградацию. В некоторых случаях применение токсинов также приводит к опустыниванию.  

Отдельный урон почве наносится обилием твердых отходов, утилизация которых затруднена, что особенно ощущается в крупных городских агломерациях, производящих ежедневно тонны мусора. Для примера – в среднем житель Сан-Паулу производит в день 1,3 кг мусора, житель Рио-де-Жанейро – 1,6 кг, а обитатель Бразилиа производит в день 1,7 кг отходов. Хотя многие большие города располагают установками для переработки, значительная часть отходов их не достигает, оказываясь на открытых свалках. Последние, в свою очередь, практически никак не регулируются, отравляя почву, воду и воздух. 

Не стоит также забывать о масштабной вырубке лесов. Нельзя сказать, что эта проблема негативно сказывается только на атмосфере, воде или почве, поскольку уничтожение лесов означает уничтожение всей сформировавшейся в них экосистемы. В недавнем прошлом Бразилии удавалось сдерживать сокращение лесов, однако с 2015 года процесс стал вновь набирать обороты: с 2015 по 2016 год вырубка леса выросла сразу на 29%, вызвав серьезные опасения у экологов относительно отката назад в экологической политике Бразилии.

Контрмеры

Один из первых шагов к формированию интегральной системы защиты окружающей среды был сделан еще в период военной диктатуры. В 1981 году был принят Закон № 6.938 «О национальной политике в области охраны окружающей среды». Закон в основе своей руководствовался положениями предыдущей Конституции Бразилии об экологических и природоохранных функциях государства, а основной целью его создания уже тогда был поиск баланса между экономическим развитием и сохранением природы. Значение Закона от 1981 года сложно переоценить. С изменениями и дополнениями он дожил до сегодняшнего дня, и именно в его рамках была сформирована Национальная система охраны окружающей среды (порт. Sistema Nacional do Meio Ambiente, или Sisnama), а также был создан Реестр защиты окружающей среды (порт. Cadastro de Defesa Ambiental). Sisnama, в частности, отвечает за проведение экологической политики и улучшение качества природной среды на всех уровнях – от федерального до муниципального.

Еще одним важным шагом стал Дополнительный закон № 140 от 2011 года. Он модифицирует и расширяет систему управления природоохранной сферы, одновременно делая эту систему более децентрализованной и демократичной по сравнению с версией 1981 года. Идейно этот документ отражает современные паттерны экологического менеджмента, включая видение заботы об окружающей среде как общего дела государства и общества и акцентирование социальных аспектов экологии.

Кроме того, для бразильской экологической политики имеют большое значение международные документы, определяющие общий вектор движения. Бразилия известна своей активностью на экологическом направлении, она принимала крупнейшие саммиты по этой тематике в 1992 и 2012 года, выступая не только как страна-хозяйка, но и одним из главных локомотивов разработки итоговых документов. Бразилия подписала и ратифицировала Парижское соглашение по климату 2015 года, взяв на себя серьезные обязательства по сокращению выбросов СО2 в атмосферу. Среди документов, на которые опирается страна, можно также отметить Конвенцию ООН о биологическом разнообразии 1992 года, Киотский протокол 1997 года, Международный договор о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства 2001 года и многие другие.

Автор статьи: Анастасия Борик
Хэштеги:
0 поделились
Предыдущая статья

Выражение «сara de pau»

Следующая статья

Тень терроризма

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − 4 =

[wppb-login] Регистрация