Суровые будни пляжных продавцов Бразилии
Тот, кто хоть раз был на пляже Рио-де-Жанейро, наверняка много раз слышал крик: «Газировка! Лимонад! Мате!», – ну или какие-то другие разновидности этого клича, которым пытаются привлечь внимание отдыхающих люди самых разных возрастов в оранжевой униформе с двумя бочками через плечо и большим рюкзаком со снэками на спине.
Фабиану Соузе 36 лет, и он как раз работает пляжным продавцом. Его рабочий день начинается еще на рассвете, а заканчивается на закате дня, когда солнце уже давно не освещает пляж Леблон. «Я прихожу с работы часов в 10 вечера, чищу баллоны, стираю униформу, выжимаю сок из лимонов. Просыпаюсь в 6 утра, готовлю мате, делаю лимонный сок, заполняю баллоны и иду на пляж Ипанема», — поделился с BBC Фабиану Соуза, пока готовился провести очередной рабочий день на пляже Рио, правда в отличие от большинства людей он там будет не отдыхать, а работать, между прочим, уже десятый день без выходных.
Фабиану живет с четырнадцатилетним сыном в районе Гваделупе в 40 км от Ипанемы, у него есть еще один сын десяти лет, который живет с его бывшей женой. Фабиану начинает готовить мате еще на рассвете, затем, когда все приготовлено, он ловит такси, потом автобус, после чего пересаживается на метро и наконец после полутора часов в пути с 50 кг на спине, он наконец прибывает на пляж.
«Люди часто спрашивают меня, как я выдерживаю целый день с такими тяжестями за плечами, а я им отвечаю, что бочки резко становятся очень легкими, стоит мне вспомнить о всех счетах, которые я должен оплатить», – шутит Фабиану. Перед тем как начать работу Фабиану заходит забрать снэки и пластиковые стаканы. Он ходит босиком, поэтому передвигается очень быстро, ведь каждый шаг по раскаленному асфальту сильно обжигает ноги. Термометр показывает +33 оС и это в 10:30 утра.
В среднем за день Соуза проходит порядка 16 км с двумя бочками на плечах, небольшое полотенце смягчает нагрузку на спину от ремней, на которых он носит эти самые бочки. Фабиану работает на одном из самых оживленных секторов пляжа, иногда он останавливается чтобы передохнуть, выпить лимонада или сходить в душ. «Раньше я думал, что буду каждый день купаться в океане, но как оказалось это была не самая удачная затея. Стертая от ремней кожа и соленая вода не очень сочетаются, тело начинает просто гореть. Теперь я принимаю душ или смачиваю полотенце», – поделился Фабиану.
Начало
«Раньше я работал в здании недалеко от пляжа Ипанема, в обеденный перерыв я любил прогуливаться по пляжу и из любопытства поглядывал на пляжных продавцов и их работу. В 2003 году я уволился, попросил расчет и купил железную бочку. Я проработал целое лето, меня все устраивало, но потом наступила зима и все изменилось», – рассказал Соуза.
Вскоре Фабиану понял, что есть свои минусы работы на пляже, бизнес был крайне нестабильным: лето приносило неплохой доход, а зима была периодом застоя. Именно тогда Фабиану Соуза научился грамотно обращаться со своими финансами и откладывать деньги на черный день. Как-то раз Соуза вернулся домой всего с R$15, что даже не покрыло расходы на транспорт, которые составляют порядка R$22, однако в удачный день Фабиану может заработать до R$250.
Запрет
В 2009 году префектура Рио запретила продажу мате в железных бочках из-за санитарных проблем. Данное решение властей вызвало недовольство со стороны местных жителей, которые подписали петицию о возвращении традиции города. Фабиану вспоминает, как пляжные торговцы оказались вне закона, им приходилось передвигаться перебежками и все время оглядываться по сторонам, чтобы не попасться на глаза полицейским.
В результате, благодаря протесту населения, мате в железных бочках был официально признан объектом нематериального культурного наследия Рио в 2012 году. На фоне этого число пляжных продавцов заметно увеличилось. По данным префектуры Рио, на данный момент в городе насчитывается порядка 1272 таких продавцов. Их деятельность никак не регулируется, отсутствует даже санитарный контроль.
Униформа и кричалка – душа профессии
Конкуренция на пляжах очень и очень серьезная, продавец, который желает добиться успеха, должен иметь свою изюминку, которой он сможет привлечь новых клиентов и запомниться тем, кто уже пользовался его услугами. «Скромному не место на пляже. Я и сам раньше говорил очень тихо, а теперь ору во все горло, чтобы меня все услышали», – рассказывает Фабиану.
Еще один секрет успеха, по словам Соузы, это яркая униформа. По наблюдениям Фабиану, люди склонны доверять продавцам в чистой и новой униформе. Все пляжные торговцы носят футболки с логотипом Matte Leão, однако ничего общего они с этой маркой, принадлежащей Coca-Cola, не имеют, о чем неоднократно заявляла сама корпорация.
Фабиану работает пляжным продавцом уже 14 лет. Он планирует продолжать пока может, однако тяжелые нагрузки от постоянного ношения двух железных бочек весом по 20 кг дают о себе знать – мышцы очень сильно устают, а кожу сильно натирают ремни.
Соуза утверждает, что эта профессия изменила его жизнь раз и навсегда. Ему удалось найти свое призвание и теперь он не работает ради работы, а получает настоящее удовольствие, несмотря на все минусы такой работы. «Все, что я имею на сегодняшний день, я получил благодаря продаже мате, за это я и благодарен своей работе. Это моя жизнь», – заключает Фабиану.