Бразильские компании-единороги
BRASIL.RU рассказывает о наиболее успешных бразильских стартапах — 11 компаниях с капитализацией свыше миллиарда долларов.
Термин «единорог» применяется по отношению к компании, чья капитализация превышает 1 миллиард долларов. В мире насчитывается более 450 компаний-единорогов. Лидерами являются:
- Toutiao (Bytedance) — $75 млрд;
- Didi Chuxing — $56 млрд;
- Stripe — $35,25 млрд;
- Airbnb — $35 млрд;
- SpaceX — $33,3 млрд.
Все единороги распределены между 27 странами, причём половина таких компаний американские, четверть – китайские.
По данным Crunchbase, в 2019 году Бразилия заняла третье место в рейтинге по количеству новых стартапов, чья капитализация превысила 1 млрд долларов. В 2019-м в США появилось 77 единорогов, в Китае – 21, а в Бразилии – 5.
Бразильские единороги
Многие бразильские стартапы формируются внутри некоего сообщества, определенной экосистемы, благоприятной для привлечения инвестиций на разных стадиях развития бизнеса. Одним из факторов, делающих эти и подобные стартапы такими перспективными, является развитие самой модели ведения бизнеса и ее способность предложить инновационные решения, превосходящие запросы рынка.
Менее чем за два последних года в Бразилии возникло 9 новых стартапов, включенных в список единорогов, и один из них — Nubank — является дедакорном (суперединорогом), то есть его оценочная стоимость переваливает за $10 млрд. Среди крупнейших декакорнов в мире — Uber, Dropbox, SpaceX, Pinterest, WeWork.
Хотя мы упомянули, что за последние 2 года в Бразилии появилось 9 единорогов, в нашем списке будет фигурировать 11. Дело в том, что Arco Educação и Stone уже прошли IPO (Initial Public Offering, стали публичными), а это значит, что они уже не вписываются в традиционную концепцию компании-единорога. Такие стартапы называются IPOгрифами (игра слов, сочетающая термин IPO и слово «гиппогриф» – мифологическое существо в виде коня с головой и крыльями орла).
Итак, представляем вашему вниманию бразильские стартапы, чья капитализация превысила 1 млрд долларов.
99
Основанная Ариэлем Ламбрехтом, Ренато Фрейтасом и Пауло Вера компания 99 Taxi была, согласно изначальной задумке, приложением, призванным упростить работу такси в стране. С появлением на рынке Uber компания 99 создала новый сервис — 99 Pop. Также она создала 99 Empresas, платформу управления корпоративным транспортом, и 99 Food, сервис доставки еды.
99 стала первым бразильским единорогом в январе 2018 года. Китайский агрегатор такси DiDi Chuxing уже инвестировал в 99 $100 млн год назад, выкупив доли таких компаний, как Qualcomm Ventures, SoftBank, Tiger Global, Riverwood Capitial и Monashees.
По завершении сделки 99 инвестировала средства в интеграцию команд обеих сторон: для бразильских сотрудников были организованы занятия китайским языком, а для команды из Китая — курсы португальского.
Nubank
Все началось в 2013 году, когда Кристина Жункейра, Давид Велез и Эдвард Уайбл получили инвестицию в $2 млн от Sequoia Capital и Kaszek Ventures для создания финтех-компании.
Эта бизнес-модель закрепилась как пример традиционных финансовых институтов, отважившихся на выпуск виртуальных карт и цифровых счетов, но без внедрения на рынок — что как раз и удалось Nubank.
Читайте также →
Это не карта. Это революция. История Nubank
Компания объявила себя единорогом в марте 2018-го, после привлечения инвестиций от венчурного фонда DST Global, созданного русским предпринимателем Юрием Мильнером — фонд стал лид-инвестором раунда в $150 млн. Это был уже шестой инвест-раунд финтех-стартапа с момента его создания.
В этом же году Nubank привлек $180 млн от китайского интернет-гиганта Tencent, после чего его оценочная стоимость достигла $4 млрд, а сама компания стала крупнейшим интернет-банком в мире.
А привлечение в июле 2019 года $400 млн инвестиций от компании TCV сделала Nubank первым бразильским декакорном, оценивающимся в более чем $10 млрд.
Ожидается, что с 20 миллионами активных клиентов, включая владельцев кредитных карт и NuConta (цифровые счета), Nubank принесет на Запад азиатские инновации, используя знания и опыт в инновациях Tencent.
Чем единороги отличаются от прочих стартапов? И что у них есть общего?
Они внедряют подрывные инновации
Почти все компании-единороги ломают барьеры в том сегменте рынка, к которому принадлежат. Например, Uber изменил способ заказа такси, а Airbnb монетизировала экономику совместного потребления.
Они используют преимущество первопроходца
Разрушение барьеров и преимущество первопроходца идут рука об руку. Единороги не только извлекают выгоду из преимуществ первопроходца, но и сохраняют свои позиции, постоянно вводя новшества и совершенствуя свой продукт.
Они меняют технологическую парадигму
87% продуктов стартапов — программное обеспечение, 7% — «железо» (оборудование), оставшиеся 6% — прочие продукты и услуги. Практически все компании-единороги выделились на рынке, изменив тем или иным образом технологическую парадигму. Uber дал возможность вызвать такси одним кликом, Airbnb позволил осуществлять краткосрочную аренду жилья через интернет, а Dropbox использует облачные технологии.
Они ориентируются на потребителя
Из 9 новых бразильских единорогов 6 принадлежат к сегменту B2C, и их бизнес-модели направлены на то, чтобы сделать продукт более доступным и легким в использовании для потребителя. Остальные 3 относятся к B2B. Если же посмотреть на бразильские стартапы в целом, то картина получается обратная — большинство компаний принадлежат к B2B. Это объясняется тем, что для работы с конечным потребителем требуется большой стартовый капитал, а стоимость привлечения клиента (CAC) намного выше, потому что требует значительных инвестиций в маркетинг и рекламу. Поскольку большинство бразильских стартапов не может себе этого позволить, они предпочитают работать в системе B2B. С другой стороны, эта модель не предполагает такого быстрого роста.
Они имеют более одного основателя
Поп-культура рисует основателей стартапов эдакими эксцентричными интровертами, предпочитающими работать в одиночку, однако в большинстве случаев это не так. Из 39 стартапов-единорогов, перечисленных в списке Айлин Ли, у 35 — больше одного учредителя, в среднем три. И почти всех их объединяет еще одна общая черта — длительная совместная работа: 90% сооснователей знают друг друга уже много лет.
Arco Educação
Компания была основана в 2004 году семьей Са, но «выстрелила» она только через 10 лет, когда приобрела партнера в лице General Atlantic, владеющей 25% капитала.
Созданная с целью преобразовать саму форму изучения материала студентами, Arco Educação продвигает идею высокого качества образования. Рост компании составляет 40% в год, и она продолжает расширять свое портфолио и территориальный охват.
Заявляя чистую прибыль в размере 54,3 млн реалов за первый семестр 2018 года и чистую выручку в размере 195,1 млн реалов, основатели изначально планировали проложить путь компании на американские фондовые рынки.
Так и получилось: в сентябре 2018 Arco Educação вышла на Nasdaq, получив $194 млн. В настоящее время оценочная стоимость компании уже составляет $2,8 млрд, а сама она ориентирована на приобретение других компаний. В мае 2019 года Arco Educação приобрела Sistema Positivo de Ensino (бразильский провайдер образовательных услуг) за 1,65 млрд реалов.
Stone
Эта финтех-компания, специализирующаяся на обработке платежей и финансовых услугах, была основана в 2013 году. В числе ее акционеров значились фонд Arpex Capital Жорже Паулу Леманна, американская компания Madrone Capital Partners, британский фонд Actis, управляющая компания Gávea Investimentos и другие компании с громкими именами.
Стартап родился из давней мечты соучредителей создать преуспевающую компанию на архаичном, ставшем малоэффективным рынке. С 2015 по 2017 гг. коллектив компании вырос в 15 раз, а пул клиентов — почти в 1500 раз.
В октябре 2018-го стартап провел первичное публичное предложение акций на Nasdaq, превысив начальные ожидания и оценив свои акции в $24. В результате компания получила $1,2 млрд.
Спрос на предварительное бронирование акций был настолько высок, что Stone заранее открыл торги. Среди инвесторов были такие крупные имена, как Уоррен Баффет, один из наиболее известных в мире инвесторов, и Ant Financial, дочерняя компания китайского холдинга Alibaba и владелица Alipay, одной из крупнейших мировых платежных систем.
В настоящее время рыночная стоимость Stone приближается к $12 млрд. Цифры говорят сами за себя: в третьем триместре 2019 года компания заявила доход в 191,3 млн реалов, ее акции в 2019-м выросли в цене на 88%.
Movile
Компания была основана в Кампинас, и с самого начала, когда она еще размещалась в одной комнате и насчитывала всего два сотрудника, основатели Movile планировали вывести ее на международный уровень. В настоящее время компания имеет филиалы в более чем 100 странах и показывает устойчивый рост на 80% в год.
Холдинг Movile управляет целой экосистемой технологических стартапов: в 2014 году он получил контроль над акциями iFood, а также является владельцем таких брендов, как Sympla, лидирующего билетного сервиса, стриминг-платформы с контентом для детей PlayKids и других.
Стартап достиг рыночной стоимости в $1 млрд в марте 2017 года, но предпочел объявить об этом только после получения в ноябре 2018-го инвестиций на $500 млн для дальнейшего расширения в Бразилии и за ее пределами.
Помимо цели в 1 миллиард пользователей, Movile ставит себе задачей стать крупным технологическим холдингом с рыночной стоимостью в $10 млрд, то есть стать декакорном.
Gympass
Идея Gympass — дать доступ к тысячам спортивных центров по единому абонементу. Концепция, уже приглянувшаяся конечному потребителю, приобрела значительно больший масштаб, когда компания обратилась к корпоративным клиентам.
Теперь компании могут предлагать этот сервис своим сотрудникам в качестве поощрения, что помогает повысить их лояльность компании и даже продуктивность их работы. В настоящее время сервис предоставляет доступ к примерно 19,6 тыс. спортивных центров Бразилии, и их число продолжает расти.
Переезд компании в Нью-Йорк и предоставление доступа к более чем 6 тыс. американских спортивных центров позволили привлечь к инвестированию Softbank. В июле 2019 года компания получила $300 млн от инвесторов, возглавляемых Softbank и Valor Capital Group. Инвестиции будут направлены на дальнейшее развитие и интернационализацию компании.
Loggi
Loggi создала логистическую платформу, ориентированную исключительно на онлайн-заказы. С ее помощью компания может обслуживать e-commerce — интернет-магазины, предприятия и даже физических лиц. Приложение используется 16 крупнейшими интернет-магазинами страны.
$150 млн инвестиций от Softbank и Microsoft позволили Loggi стать в июне 2019-го пятой бразильской компанией-единорогом.
Quinto Andar
Компания Quinto Andar возникла в ответ на специфический запрос на рынке аренды недвижимости, а именно — трудность получения и предоставления гарантий, таких как поручительство, страховка, депозитный чек, страхование залога. Стартап смог облегчить доступ на рынок и уменьшить среднее время ожидания с 30 до 4 дней.
Впоследствии компания расширила сферу своей деятельности, которая включает теперь также содействие в покупке и продаже недвижимости, ремонте квартир; кроме того, Quinto Andar активно использует искусственный интеллект для управления 29 миллиардами реалов своих активов.
Компания вошла в список бразильских единорогов в сентябре 2019-го после привлечения $25 млн инвестиций от Softbank.
Ebanx
Ebanx со штаб-квартирой в штате Парана — единственный бразильский единорог за пределами Сан-Паулу. Специализируясь на международных электронных платежах, этот стартап дает возможность пользователям совершать покупки, используя латиноамериканские средства оплаты в компаниях по всему миру.
В числе партнеров Ebanx — Airbnb, Spotify и Sony. В настоящее время компания проводит платежи из 8 стран и имеет представительства в 12 странах.
Стартап вошел в избранную группу бразильских компаний-единорогов в октябре 2019 года, получив инвестиции от фонда FTV Capital, размер инвестиций не разглашается.
Что вызвало взрывной рост количества компаний-единорогов?
Резкое увеличение количества частных технологических компаний с капитализацией более миллиарда долларов зависит прежде всего от наличия подобного капитала (на рынке). По мнению профессора Уильяма Джейнвея, экономиста из Принстонского Университета и венчурного инвестора, желание инвесторов вкладываться в рискованные предприятия в надежде на большую прибыль уходит корнями в глобальный финансовый кризис 2008 года.
Низкие или почти нулевые процентные ставки в главных банках Северной Америки и Европы объясняют подобное доверие инвесторов и их готовность рисковать. Но не только это. Взрывному росту стартапов способствуют еще два фактора:
Масштабируемость. Такие IT-компании, как Google и Facebook, показали на своем примере, что возможно привлечь миллиарды клиентов без особых затрат и гораздо быстрее, чем в прочих отраслях.
Насущная необходимость быстрого роста. В условиях рынка, девиз которого — «победитель получает все», быстрорастущий стартап, как правило, подминает под себя конкурентов и правит единолично. Это требует значительных капиталовложений, обеспечивающих стремительный рост в то время, пока компания еще не приносит прибыли — а это может длиться годами. Например, компания Uber, оцениваемая в $72 млрд, до сих пор не окупила вложений и продолжает поиск инвестиций для дальнейшего роста.
Wildlife
Wildlife — студия-разработчик мобильных игр. Она уже выпустила более 60 онлайн-игр для мобильных устройств, общее количество их скачиваний превышает 2 миллиарда. Сейчас у компании есть офисы в Бразилии, Ирландии, США и Аргентине.
После проведения инвест-раунда, возглавляемого североамериканским фондом Benchmark Capital, стартап был оценен в $1,3 млрд и стал еще одной бразильской компанией-единорогом в декабре 2019 года.
Loft
Эта компания дебютировала на рынке в январе 2020 года. Она также является стартапом, стремительно превратившимся в единорога. Компания была основана в 2018 году и достигла рыночной стоимости в $1 млрд менее чем за полтора года.
Loft работает в сфере недвижимости и вовлечена практически во все этапы, от финансирования до назначения цены, покупки, ремонта и продажи квартир. Используя умную политику ценообразования и активно сотрудничая с подрядчиками, компания способна лучше предвидеть возможную рентабельность своих инвестиций.
И наконец, следует упомянуть PagSeguro, которая могла бы занять достойное место в этой команде единорогов. Но есть один нюанс: до недавнего времени компания не была независимой, а развивалась под управлением UOL (бразильский провайдер веб-контента и других цифровых продуктов и услуг). Таким образом, несмотря на то, что PagSeguro была вторым по счету национальным проектом, достигшим рыночной стоимости компании-единорога, строго говоря, компания не является стартапом. Если считать это необходимым условием для вступления в ряды единорогов, то PagSeguro включить в их список нельзя.
Читайте также →
Тяга к знаниям: 10 бразильских EdTech-стартапов