В России завершается XI Фестиваль бразильского кино

В Москве и Санкт-Петербурге прошел Фестиваль бразильского кино, уже давно ставший большим культурным событием двух столиц. С 25 сентября по 7 октября российские зрители имели возможность увидеть лучшие новинки бразильского кинематографа. Традиционно в фестивальные дни все фильмы демонстрируются на португальском языке с русскими субтитрами. О событии BRASIL.RU рассказала куратор и продюсер проекта Фернанда Бульоес.

Фернанда, скажите, пожалуйста, несколько слов об истории кинофестиваля, его основной идее.

Проект стартовал одиннадцать лет назад, когда наша продюсерская компания Linhas Produções Culturais, оценивая позиции бразильского кино, поняла, что существует потребность в информации о культуре Бразилии. Самой доступной и удобной формой донесения этой информации стал бразильский кинематограф. Возможно, это лучшая форма, позволяющая налаживать культурный контакт. Широкая публика в России узнала, какие вопросы волнуют бразильцев. Фильмы показывали, как мы живем – в небольших городах, в глубинке, и в крупных мегаполисах.  

Когда я начала делать этот проект, в 2005 году, я приехала в Россию. Страна того времени сильно отличалась от той, что мы видим сейчас. Я сразу почувствовала огромный интерес к Бразилии людей, которые очень слабо представляли себе, что это за страна, чем она живет. Я видела свою задачу в том, чтобы показать свою родину, минуя призму стереотипного восприятия – карнавал, футбол, самба.  

Киноконцертный зал «Октябрь» в Москве на Новом Арбате, сеть кинотеатров Каро Фильм

Чем обусловлен выбор фильмов, представленных в фестивальной программе?

Мы всегда стараемся подобрать фильмы, которые будут интересны русской публике. За годы существования Фестиваля бразильского кино в России мы стали лучше понимать, что будет волновать нашу аудиторию, что вызовет наибольший отклик. Это истории, повествования, которые лучше всего характеризуют бразильцев. Через эти фильмы происходит проникновение культуры. Мы всегда ищем, чем удивить и порадовать нашу публику.  

Почему фильмы, открывающие фестиваль в последние три года, можно назвать очень европейскими? Они могли бы быть сняты в Европе и в Америке.

Я не соглашусь с этим мнением. Последние три года фестиваль открывают фильмы-биографии. Они повествуют о людях, живущих в Бразилии и меняющих ее в той или иной форме.

Два года назад мы представляли фильм «Низе, сердце безумия» режиссера Роберту Берлинера. Это очень важная история человека, радикально изменившего мнение профессионального медицинского сообщества в Бразилии относительно арт-терапии при лечении психических заболеваний. В прошлом году мы привозили фильм «Бинго – король утреннего эфира», снятого режиссером Даниэлем Резенде. Это история клоуна, знакомого практически всему миру, потому что американский бренд. В этом году состоялся показ фильма «Маэстро Жоау» режиссера Мауру Лимы. История Жоау, который имел необычный мистический опыт, очень хорошо раскрывает сущность бразильской души.

Возможно форма, в которой ведется повествование, манера раскрытия сюжета, монтаж и звуковая дорожка – все это вместе похоже немного на европейские фильмы, но это естественная характеристика эволюции мира кино в целом. Я думаю, что европейские фильмы сильно отличаются от бразильских. Взять, например, французские ленты. Они имеют недосказанность. Всегда есть это ощущение. Бразильские фильмы более определенные, в них есть четкий сценарий и предоставлена полная возможность его понимания.

Три последних года фестиваль открывают стопроцентно биографические фильмы, и это правдивые истории. После просмотра киноленты «Маэстро Жоау», во время телемоста с Жоау Карлосом Мартинсом, прежде чем приступить к ответам на вопросы зрителей, маэстро ответил на вопрос, интересующий всех: «Что из рассказанного является правдивой историей?». Он сказал: «Это все стопроцентно правдивое изложение, абсолютно верный портрет моей жизни». 

Какое значение имеет фестиваль в вашей личной жизни?

Я всегда любила кино, начиная с самого раннего возраста оно присутствовало в моей жизни, я всегда смотрела много фильмов. Когда появилась возможность связать с этим свою профессиональную деятельность, я целиком посвятила себя любимому делу. Это моя страсть. И в то же время это процесс, который занимает очень много времени. В настоящее время Бразилия выпускает около 150–170 новых фильмов каждый год. Я не могу посмотреть все 170 фильмов, но около 110 лент проходят через меня. 

Иногда меня зовут смотреть ленту на этапе чернового монтажа или уже режиссерской версии монтажа, на предварительный показ. Этим наполнена моя жизнь, и это дает мне огромное удовлетворение и радость. Я люблю эту магию. Я могу пересматривать фильмы по десять раз, и я так вовлечена в происходящее на экране, что могу плакать все десять раз, что смотрю фильм, над сценами, которые меня трогают.     

Меняется ли аудитория фестиваля от года к году?

Я вижу, что да. Можно сказать, что у нас есть своя постоянная аудитория. Я знаю людей, которые приходят на просмотр бразильских фильмов в каждый фестивальный день на протяжении одиннадцати лет. И я питаю огромное уважение и испытываю благодарность к этим людям. И при этом от года к году наша аудитория растет. Если говорить о возрасте, то это молодые люди от 25 лет, люди среднего возраста и старшее поколение 60–70 лет. В той же мере, что и глобализируется мир, постепенно меняется и наша аудитория. Это происходит естественным образом. И я думаю, что это хорошо. Люди не стоят на месте, они двигаются, стараются развиваться, быть лучше.

Возвращаясь к фильмам, у нас не всегда получалось привозить документальные фильмы, но в последние годы они были. Несколько лет не было комедий, сейчас они есть. Такие моменты характеризуют изменение отношения аудитории. Мы следуем за зрительскими реакциями. И даже если смотреть фильм придет всего десять человек, я буду знать, что это избранные люди, самая верная аудитория. Такие постепенные и важные изменения дают представление об общей тенденции кинематографа.

Я очень хочу проводить исследования, для этого необходимы ресурсы, нужны выверенные адекватные опросники с вопросами, которые не вызывали бы сопротивления. Думаю, что подготовка таких исследований – это вопрос одного года или двух лет. В такой же форме, как проходит сейчас опрос о том, насколько понравился или не понравился фильм фестивальной программы, будет проводиться исследование. Оно даст понимание, наиболее четкий снимок нашего зрителя, того, чем он живет, какие страсти в нем бушуют.

Вы можете отметить какую-либо разницу между зрителями Москвы и Санкт-Петербурга?

Я не вижу сильных отличий, это те же люди, которых мы можем встретить на улице. Возможно, аудитория Москвы более разнородная, разноплановая, но не думаю, что есть какие-то сильные отличия.

Мария Бетания и Шику Буарке, кадр из документальной ленты «Бразильский февраль»

Мы сейчас смотрели очень интересный фильм о том, как связаны религии кандомбле и католицизм, верующий ли вы человек, и если да, то во что вы верите?

Можно сказать, что я не религиозна, но имею веру. Я хотела бы иметь возможность говорить с вами до момента получения ответа на этот вопрос.

Уже есть какие-то планы, проекты на следующий фестиваль?

Самый большой проект – сделать так, чтобы фестиваль развивался и делал бразильскую культуру доступной и интересной большему количеству людей. У нас для этого есть все необходимые ресурсы – своя постоянная аудитория, большой общественный резонанс от события, договоренности о постоянном месте проведения фестиваля, поддержка посольства, организаций и объединений, так или иначе связанных с бразильской культурой. Остается только привозить больше хороших фильмом, оказывающих влияние на публику, удовлетворяющих ее познавательный интерес, эмоциональное и эстетическое восприятие. 

Вам хотелось бы что-либо сказать русской аудитории?

Больше всего мне бы хотелось выразить свое восхищение и благодарность. В течение рабочей недели, после трудового дня люди находят возможность приехать на фестиваль. И это очень ценно, потому что это событие имеет смысл, только когда есть публика, которая приходит и разделяет нашу любовь к бразильскому кинематографу. Я благодарна людям, которые приходят, комментируют, говорят: «это нравится», «это не нравится», «это хорошо», «это не очень». После каждого сеанса я стою у двери, и люди могут говорить со мной, делиться своими впечатлениями. Некоторых я знаю уже не первый год. Кто-то рассказывает мне, какие бразильские фильмы недавно видел, что произвело наибольшее впечатление. Все это дает мне силу, энергию, я чувствую, что это правда, этот интерес совершенно искренний. Иногда я могу казаться сильным волевым человеком, но в реальности в такие моменты я чувствую большую любовь и желание обнять тех, с кем общаюсь. 

Автор статьи: Дарья Корнилова
0 поделились
Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − четыре =

восемнадцать − 7 =

Регистрация