мария врагова

Международный фестиваль искусств в Тирадентисе Artes Vertentes

Ежегодно в сентябре маленький городок Тирадентис штата Минас-Жерайс превращается в динамичный культурный котел – именно здесь, вдали от шумных бразильских мегаполисов, с 2012 года проводится фестиваль Artes Vertentes, одним из соорганизаторов которого является россиянка Мария Врагова.

Мария, расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь в Бразилии?

Я приехала в Бразилию в 2010 году, до этого я уже была в этой стране по работе и просто на отдыхе. Приехала с целью организовывать мероприятия, направленные на расширение культурных связей между Россией и Бразилией. На тот момент у меня был конкретный проект – неделя русского кино эпохи перестройки и 90-х годов. Это получилось не сразу. Я основала компанию Ars et Vita, и мы начали заниматься другими проектами, под которые стали находить деньги и спонсоров, например, делали выставку Антанаса Суткуса.

В 2012 был в первый раз проведен наш фестиваль в городе Тирадентис, а потом мечта все-таки сбылась, и мне удалось организовать фестиваль современного российского кино в разных городах Бразилии. Надо сказать, что он прошел с огромным успехом, и с тех пор этим я и занимаюсь.

Сейчас у нас не только проекты, связанные с Россией, но это основной фокус работы Ars et Vita. Для меня важно иметь возможность рассказывать о культуре России в Бразилии, здесь мало о ней знают и имеют много стереотипов и клише. Важно показывать разные грани нашей культуры и традиции.

Как и когда появилась идея фестиваля, почему было выбрано такое название?

Идея фестиваля на самом деле принадлежит его артистическому директору, бразильскому пианисту Луису Густаво Карвальо, который в свое время учился в Москве. Когда мы с ним переехали в Бразилию, он рассказал мне про город Тирадентис – маленький колониальный городок, находящийся в треугольнике между Рио, Сан-Паулу и Белу-Оризонти. Туда приезжают туристы со всей страны, и идея была сделать фестиваль именно там, чтобы искусство действительно могло присутствовать везде в этом городе, чтобы был постоянный диалог между артистами, местным населением и туристами.

Мы назвали фестиваль Artes Vertentes, потому что так называется регион – Campo das Vertentes или Região das Vertentes. Мы решили дать ему такое название, чтобы фестиваль не был прикреплен к какому-то конкретному месту и городу. Он может происходить в любом городе. Например, мы делали небольшую параллельную программу и в Сан-Паулу, и в Пернамбуку, и в Белу-Оризонти.  Мы решили сделать фестиваль, объединяющим разные виды искусства, таких фестивалей в Бразилии мало, особенно на таком артистическом уровне, который охватывал бы действительно все виды искусства. Было очень важно начать это делать, и, думаю, до сих пор это один из немногих в стране фестивалей с такой концепцией и с таким артистическим уровнем.

Какова основная идея фестиваля Artes Vertentes?

Каждый год есть какая-то тема, под которую подбирается вся программа. Музыкальная программа, выставки, литературные дебаты, круглые столы, театр, танец – все объединено общей темой. В этом году мы решили посвятить фестиваль самому городу, так как ему исполнилось 300 лет, и тема звучала как «Тирадентис – универсальная провинция».  

Мы ставили своей задачей обсудить вопрос полиса, города, джентрификацию, разрушение исторических центров, переселение людей в трущобы из-за того, что в центре живут более обеспеченные люди – это происходит во всем мире, и в Бразилии, и в России. В Бразилии это очень очевидно, особенно на примере таких больших городов, как Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. И даже в Тирандентисе, несмотря на то, что живут в нем восемь тысяч человек, происходит то же самое.  

На выставках у нас были разные темы, связанные с понятием провинции. Например, российский фотограф Сергей Максимишин показывал свои работы из разных провинций мира. Фестиваль искусств охватывает все сегменты. Основное внимание уделяется классической музыке – у нас обычно происходит 11–12 концертов в течение фестиваля, открыты выставки, как индивидуальные, так и коллективные, проходят театральные выступления, есть танцевальная часть, круглые столы и дебаты, встречи и мастерские со взрослыми и детьми. На протяжении 11 дней фестиваля постоянно что-то происходит. Я называю это культурным марафоном: днем концерт, во второй половине дня круглый стол, потом кино и еще один концерт, а затем все вместе, и организаторы, и артисты, и меценаты, встречаются и обсуждают свои впечатления о прошедшем дне в общей столовой, которую специально организуют для фестиваля.

Расскажите о специфике организации подобного фестиваля в Бразилии и конкретно в Тирадентисе с какими проблемами сталкиваетесь, как привлекаете спонсоров и партнеров? Насколько этот процесс отличается от российского?

Делать такой фестиваль в Бразилии – это невероятно сложная титаническая задача. В Бразилии очень своеобразное отношение к культуре, мало кто из людей воспринимают культуру как часть своей повседневной жизни, и поэтому самим спонсорам тоже очень сложно понимать, зачем им становиться спонсорами культурного проекта. Зачастую для них неочевидно, почему в проекте есть несколько различных артистических сегментов. Для них понятнее и проще быть спонсором фестиваля литературы или кино, например. То есть им сложно понять, что можно сделать прекрасный фестиваль на высоком артистическом уровне в разных сегментах. Для Бразилии это достаточно новая концепция, она с трудом находит отклик. К тому же это маленький город.

В Бразилии решение о выдаче денег принимает маркетинг, а не человек, который хоть что-то понимает в культуре. А маркетингу нужно продвижение логотипа своей компании и, соответственно, выгодно, если что-то происходит в крупных городах. Или пусть даже и в маленьком городе типа Тирадентиса, но чтобы это был фестиваль кино, на который собирается безумное количество людей, которые оставляют мусор, пьют пиво и может быть иногда идут смотреть кино. Фестиваль при этом не уважает ни свой город, ни его жителей, зато приходит огромное количество людей, которые имеют логотип этой компании.

Мы обращаемся и в частные, и в государственные компании, но каждый год возникают какие-то трудности, нам даже приходилось запускать краудфандинговую программу. Государственная поддержка в Бразилии также очень своеобразна. Есть такой закон Lei Rouanet[1]. Если ты одобряешь своей проект посредством этого закона, ты имеешь право обращаться в частные или государственные фирмы, которые могут часть от своего налога на прибыль дать на какой-то культурный проект. Но в основном государство денег напрямую не дает, в отличие от России, где очень сильна государственная поддержка, что является и плюсом, и минусом, так как государство решает, что ты будешь делать, а что нет. Но, по крайней мере, оно дает тебе деньги.

В этом году мы должны были получить поддержку от правительства штата Минас-Жерайс, которое за несколько недель до фестиваля сказало, что не даст нам денег, несмотря на то, что было официальное распоряжение. Мы оказались в такой ситуации, когда фестиваль через несколько недель, а мы не знаем, как его делать. Поэтому очень важно иметь хороших партнеров, которые могут поддержать нематериально. Например, напечатать фотографии для фотовыставки, а ты взамен ставишь их логотип в промоматериалах. Я часто говорю: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», –  читай – партнеров, иначе иногда просто не выжить. Очень важна поддержка и артистов, которые с пониманием ко всему относятся. В этому году, например, многие артисты приезжали без гонорара. Мы не знаем, как будет дальше, сейчас очень многое зависит от выборов. И если выиграет Болсонару, то Министерства культуры, возможно, вообще больше не будет.

По каким принципам вы выбираете гостей и участников?

Артистов мы выбираем, конечно, в соответствии с их артистическим уровнем. Это лучшие представители своих стран в своих областях. У нас были гости из России, Японии, Африки, Америки, Европы. Они участвуют в различных фестивалях по всему миру и демонстрируют определенный артистический и профессиональный уровень.

Расскажите, пожалуйста, о социальной программе фестивале Ação Cultural.

В Бразилии, как известно, очень непростая ситуация с образованием. Это либо частная система, предназначенная для в основном белокожей элиты, либо государственное образование, которое, к сожалению, никуда не годится. В Тирадентисе та же самая ситуация: дети элиты учатся в Сао-Жоау-дель-Рей –соседнем городе, обычные дети брошены на волю судьбы. Они живут на окраинах города, ими никто не занимается, социальная ситуация в семьях, как правило, очень плачевна.  

Поэтому, мне кажется, единственный способ как-то изменить жизнь этих детей и вообще детей в Бразилии – это делать различные образовательные программы. Для нас это очень важно, мы занимаемся этим с первого года основания фестиваля. В 2015 году была создана Ассоциация друзей фестиваля, которая занимается именно этим. Все деньги и все дотации членов этой ассоциации, а это половина минимальной зарплаты в Бразилии – 477 реалов в месяц – идут как раз на образовательную программу нашего фестиваля. 

Для нас важно, чтобы это были не просто мастерские и другие мероприятия точечного характера во время фестиваля, но чтобы велась постоянная работа с этими детьми и взрослой аудиторией. Программа начинается в марте, с началом учебного года, и заканчивается в декабре. Она представляет собой еженедельные занятия в рамках разных сегментов фестиваля – уроки рисунка и живописи два раза в неделю с преподавателями из соседнего горда, уроки флейты, основ музыки. В 2015 году мы также основали детский хор Viva Voice, каждую субботу проходят занятия в одной из государственных школ.

Эта программа проходит при поддержке ассоциации жителей района Байру-да-Торре – это как раз один из таких проблемных районов, в котором мы отреставрировали помещение благодаря дотациям наших членов и подготовили его для занятий.

Во время фестиваля мы всегда занимаемся с детьми – делаем экскурсии по выставкам, проводим бесплатно специальные детские концерты, выставки рисунков детей. Всегда на открытии фестиваля выступает детский хор. В этом году дети сделали небольшой документальный фильм о городе, мы показывали его на открытии и во время самого фестиваля. Для нас очень важно продолжать эту программу, несмотря ни на что. Это единственный способ попытаться хоть как-то изменить бразильскую реальность.

Мария, благодарю за такой подробный и искренний рассказ.

[1] Федеральный закон о поддержке культуры nº 8.313 от 23 декабря 1991, известный также как Закон Руане (названный так в честь Сержиу Паулу Руане, национального секретаря по культуре в 1991–1992 годах),  – это закон о налоговых льготах для компаний, которые спонсируют культурные мероприятия.

Автор статьи: Марианна Осипова
0 поделились
Предыдущая статья

В России завершается XI Фестиваль бразильского кино

Следующая статья

Серебряный век

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 2 =

девять − 7 =

Регистрация