Сахарно-энергетическая промышленность Бразилии
Многие наши читатели знают, что Бразилия начала свой исторический путь в определенном смысле с сахарного тростника, который пять веков назад перерабатывался на маленьких заводах «энженью». Сегодня южноамериканский гигант занимается не просто механическим расширением его посадок (9 млн гектаров в 2017 году), но использует его качественно иным способом: производит биоэтанол — топливо для автомобилей и самолетов. Таким образом, к сахарной индустрии, пищевой в своей основе, в ходе её эволюции добавился новый вектор развития – производство биоэтанола. В 2009 году сахарно-энергетический комплекс (порт. complexo sucroenergético) Бразилии — сахар, биоэтанол и биоэлектричество — составил 2% от ВВП (56 млрд реалов).
На сегодняшний день Бразилия занимает 1-е место среди производителей сахара (684,77 млн тонн сахарного тростника планируется собрать в 2016-2017 сельскохозяйственном году; 1 тонна сахарного тростника = 138 кг сахара или 72 литра биоэтанола)
Небольшой исторический экскурс. Сахарный тростник не является нативной культурой Бразилии и был завезен в 1532 году португальским мореплавателем и генералом-губернатором Мартином Афонсу де Соуза. Уже в 1530 — 40-х годах на территории современной Бразилии стали работать первые сахароперерабатывающие заводы «энженьюс», и колония стала производить сахар. Это сыграло одну из ключевых ролей в социально-экономическом развитии региона.
Россия, несмотря на сокращение импорта бразильского сахара в три раза за последние пять лет (с 2012 года по 2017), по-прежнему является его крупным потребителем (в 2016 году Россия закупила у Бразилии 829 тыс. тонн или 2,86% от всего бразильского экспорта сахара).
По состоянию на 2017 год в Бразилии функционирует 371 завод по переработке сахарного тростника. На экспорт страна продает качественный сахар, соответствующий всем европейским стандартам, чего не скажешь о внутреннем рынке, где в условно низшей ценовой категории популярен белый пудрообразный сахар, имеющий менее выраженный вкус и уступающий по сладости в 1,5-2 раза тому продукту, который привыкли потреблять россияне. Тем не менее цена в бразильском ритейле на сахар такого качества эквивалентна российской.
Теперь перейдём к теме биоэтанола, получаемого в ходе переработки сахарного тростника. Опыт Бразилии по использованию возобновляемых источников энергии давно заинтересовал другие страны. Уже сегодня бразильские автомобили системы «флекс», пользующиеся огромной популярностью, могут потреблять как чистый бензин или этанол, так и любые вариации того или другого. Изучается возможность создания авиационных двигателей, работающих на этаноле. Например, в 2004 году бразильская компания «Эмбраэр» выпустила самолет «Ипанема», работающий на чистом этаноле и впоследствии ставший лидером рынка среди сельскохозяйственных самолетов в Бразилии (75% продаж).
Бразилия занимает 2-е место (после США) по производству и по экспорту этанола — технического спирта, получаемого в результате переработки сахарного тростника
Еще в 1920 году в Бразилии начали проводиться первые эксперименты с добавлением в импортируемый бензин этилового спирта, получаемого в результате переработки сахарного тростника. В 1937 году Жетулиу Варгасом был подписан специальный декрет, который разрешил использование этанола на транспорте. Понадобилось резкое повышение цен на нефть в 70-е годы, чтобы принять национальную программу «Проалко», в результате которой уже к концу десятилетия примерно 60% бразильских таксомоторов использовали вместо бензина технический спирт. На улицах бразильских городов запахло спиртным.
Производство новых возобновляемых источников энергии на основе сахарного тростника или касторового масла необычайно выгодно для Бразилии. Немногие регионы Земли обладают таким благоприятным для этого сочетанием почвы и климата. К тому же, этанол, получаемый из тростника, намного дешевле: он требует гораздо меньших сельскохозяйственных площадей и рабочих рук, чем тот, который вырабатывается из других культур.
Согласно подсчетам экономистов, экспорт этанола и биодизеля, продажа ноу-хау и ожидаемый в этой связи приток новых инвестиций и кредитов могут принести дополнительные средства для борьбы с голодом, бедностью и болезнями. Они с лихвой окупят любое возможное сокращение площадей под продовольственные культуры (хотя реального дефицита таких площадей не наблюдается). Кроме того, достаточно красноречив опыт самой Бразилии, где под этаноловые культуры занято всего 5% сельскохозяйственных площадей. Развитие этаноловой отрасли не помешало стране превратиться в одного из трех ведущих мировых производителей продовольствия.
Не внакладе и экология. По подсчетам экологов, если бы не существовало этаноловой программы, в Бразилии потреблялось бы в два раза больше бензина и дизтоплива, чем сейчас. Согласно данным экспертов ООН, процесс производства этанола из тростника наносит гораздо меньший ущерб природе, чем получение его из кукурузы. Таким образом, экспортируемый Бразилией миллион литров этого продукта помогает человечеству избавиться от 2,82 млн тонн опасного газа в атмосфере.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН БРАЗИЛЬСКИМ КУЛЬТУРНЫМ ЦЕНТРОМ НА ОСНОВАНИИ СВОИХ ИСТОЧНИКОВ В БРАЗИЛИИ И ДАННЫХ: ФАО ООН, БАЗЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ООН, ОЭСР, МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ БРАЗИЛИИ, КНИГИ БОРИСА МАРТЫНОВА «БРАЗИЛИЯ – ГИГАНТ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ», NOVACANA.COM. ФОТО В ЗАГЛАВИИ СТАТЬИ @ APICHART SRIPA.