Политическая культура Бразилии

 

В политической науке концепция «политической культуры» занимает отдельное место. В самом широком смысле под ней понимается совокупность ценностных ориентиров и установок, которыми руководствуются жители той или иной страны в политическом поле. Иными словами это то, как граждане относятся к политическому процессу, на какие опираются идеи при выборе, какими видят каналы коммуникации с властью, по каким причинам оказывают доверие тем или иным институтам и, конечно, насколько ценят политическое участие.

Надо заметить, что политическая культура – это, в сущности, не аналитический инструмент, а скорее описательный, поскольку выделяемые разными исследователями составляющие национальных политических культур зачастую носят субъективный характер. В этом контексте хочется особенно подчеркнуть, что настоящий текст призван лишь ознакомить с основными характеристиками политической культуры Бразилии, и не претендует на роль полноценного исследования.

Представляется, что можно выделить, как минимум, три основных группы характеристик политической культуры современной Бразилии.

Из прошлого в будущее

Пожалуй, самая большая группа характеристик связана с особенностями исторического развития Бразилии.

Во-первых, бразильская политическая культура, безусловно, наследует политическую традицию иберийского полуострова. Будучи колонией Португалии в течение продолжительного времени, Бразилия не могла не перенять от метрополии ряд культурно-политических черт. Говоря о «лузитанской» составляющей необходимо упомянуть «клиентелизм, ориентацию на харизматические личности, персонализм»[i]. В Бразилии эти черты до сих пор в значительной степени определяют политическое сознание граждан. На современном этапе нередко говорят не только о «клиентелизме», но и о так называемом «coronelismo»[ii] (от порт.coronel – полковник): сохраняющемся влиянии крупных локальных собственников земли или ресурсов в более широком смысле на электоральное и политическое поведение местного населения.

Ориентация на яркие личности и персонализация политики также отличают бразильскую политическую культуру и сегодня. На практике это означает, что, например, в ходе выборов для широкой части электората программы партий и сами партии имеют второстепенное значение, а куда большее влияние на выбор оказывает личность кандидата/кандидатов от той или иной партийной организации.

Кроме того, особенности исторического пути наградили бразильцев и весомой тенденцией к этатизму или государственничеству. Государство и его институты видятся основными акторами политического процесса, и именно они несут ответственность за благосостояние граждан. Условно говоря, государство выступает как ответ на все вопросы и чаяния.

Конечно же, нельзя не упомянуть о религиозном факторе. Значительная часть населения Бразилии идентифицирует себя с католицизмом (порядка 60%). Хотя в последние годы наблюдается серьезное сокращение количества верующих-католиков, нельзя игнорировать значение католических ценностей для политической культуры. Среди них – коллективизм, патернализм, консерватизм и настороженное отношение к резкому введению инноваций (социальных, политических, экономических или технологических).

Демократия и адаптивность

Из описанного выше может показаться, что бразильцы обладают не самой продвинутой политической культурой. В действительности это не так: процессы либерализации и перехода к демократическому устройству (конец 80-х годов ХХ века) продемонстрировали, что ценностные ориентиры бразильского общества довольно оперативно адаптируются к требованиям нового политического устройства. Население быстро освоилось в выборных инструментах, значительно вырос уровень вовлеченности в политику, причем речь в данном случае идет не только о непосредственном участии в выборах, которое, как мы помним, является обязательным для граждан Бразилии. Важно также, что демократизация способствовала росту общественных объединений, отстаивающих интересы разных группы населения в рамках институциональных правил игры.

Одновременно «шоковая» демократизация создала определенное противоречие в отношениях между обществом и властью. С одной стороны, она повысила ценность государственных институтов в глазах бразильцев и во многом убедила их в том, что их голос имеет значение. Однако в то же время отдельные обещания политиков времен демократизации так и остались обещаниями, что породило парадоксальное отношение к политике как к сфере: при уверенности в том, что участие имеет значение, бразильцы все же не доверяют политическим институтам в своей стране. Так, только 6% респондентов ответили, что доверяют политикам федерального и регионального уровней, а исследование Gallup подтверждает, что со временем недоверие и неодобрение политических функционеров повышается на фоне разрастающихся коррупционных скандалов. В исследовании подчеркивается, что нынешний политический кризис неизбежно скажется на политической культуре в дальнейшем.

Важно также отметить, что с переходом к демократии стала еще заметнее другая важная черта политической культуры Бразилии – позитивное отношение к неинституциональным формам участия как способу донесения своей точки зрения до властей. Проще говоря, бразильцы любят и умеют проходить с маршами, бастовать, протестовать и митинговать. Массовые «выходы» общественных движений на улицы стали характерной чертой бразильского политического процесса в последние годы.

Региональные особенности

Сегодня исследователи в области политической науки все чаще говорят о том, что концепт общей страновой политической культуры – это слишком условное измерение политико-культурных ориентиров населения. Скорее, необходимо понимать различия в политических установках отдельных социальных групп[iii], а также, например, жителей разных территориальных образований, если речь идет о больших многосоставных государствах. В Бразилии, например, в штатах Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу уровень политизации выше, чем в других частях страны, в них наблюдается больший интерес к участию в политике. Северные и северо-восточные штаты традиционно больше развернуты в сторону столицы, демонстрируя лояльность центру в отличие от южных и юго-восточных штатов.

Как и во многих других странах, включая Россию, население крупных развитых городов имеет более полное представление о функционировании политической системы в целом, поскольку обладает доступом к многим источникам информации, включая альтернативные. Это напрямую влияет на качество политической культуры и на степень осознанности выбора. Однако абсолютизировать этот фактор нельзя, поскольку большие городские агломерации всегда притягивают население из неурбанизированной среды, которое зачастую в качестве багажа везет с собой патриархальные паттерны политической культуры.

В качестве небольшого вывода заметим, что политическая культура – это сложный динамический организм, который, как и все общество, не стоит на месте, а находится в непрерывном процессе изменений. В современность Бразилия вступила с неидеальным «политическим багажом», однако на стороне бразильцев их неизменный оптимизм и умение адаптироваться.

[i] Политические системы и политические культуры: Сборник учебных материалов. М.: МГИМО(У) МИД России, 2008. – С.233

[ii] Jose Alvaro Moises Elections, Political Parties and Political Culture in Brazil: Changes and Continuities. Journal of Latin American Studies, Vol. 25, No. 3 (Oct., 1993), pp. 575-611.

[iii] См., например: Elisa P. Reis, Zairo B. Cheibub Bureaucratic elite, political culture and democratization in Brazil. Nova Economia. Belo Horizonte. V.6, № 1, 1996. URL: http://revistas.face.ufmg.br/index.php/novaeconomia/article/viewFile/2272/1213

Автор статьи: Анастасия Борик
Хэштеги:
0 поделились
Предыдущая статья

Как сказать «жадный» по-португальски?

Следующая статья

Непраздный вопрос: роль женщин в современной Бразилии

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 4 =

[wppb-login] Регистрация