PagSeguro: бразильский финтех для бизнеса и потребителей
PagSeguro — один из важнейших игроков бразильского рынка в сферах e-commerce и финансовых услуг, компания с чистой прибылью в 1,5 млрд реалов, самый успешный бизнес группы UOL. Рассказываем подробнее о компании, логотип которой вы почти наверняка видели, если хоть раз совершали покупки в бразильских офлайн- или онлайн-магазинах.
История PagSeguro началась в 2006-м, когда медиахолдинг Universo Online* решил обзавестись собственным подразделением финансовых услуг, и в следующем году для развития этого направления приобрел оператора электронных платежей BrPay. А сегодня PagSeguro — один из крупнейших бразильских финтехов, предлагающий множество решений как в сфере b2b, так и в b2c.
* Universo Online владеет UOL, одним из популярнейших интернет-порталов Южной Америки — сейчас он на 6-м месте в рейтинге сайтов Бразилии по версии Alexa, в месяц его посещают (и пользуются множеством его сервисов) свыше ста миллионов человек. В свою очередь, Universo Online принадлежит Grupo Folha, издателю газеты Folha de S. Paulo.
Итак, чем же конкретно занимается PagSeguro? В первую очередь это то, что на нашем рынке называют торговым эквайрингом. Когда вы расплачиваетесь в магазине пластиковой картой, то видите на терминале логотип банка, который предоставляет эти услуги — проведение платежей по картам — торговой точке. В Бразилии во многих случаях вы увидите на терминале логотип PagSeguro. Однако PagSeguro обрабатывает платежи не только офлайн, но и онлайн: эквайрингом компании пользуется великое множество как физических, так и интернет-магазинов — их привлекают выгодные условия сотрудничества с PagSeguro.
Еще относительно недавно, в «нулевые», владельцам торговых точек в Бразилии, чтобы не упустить ни одного покупателя, приходилось иметь на кассе не меньше двух терминалов: по условиям партнерских соглашений карты Visa принимались только устройствами оператора Cielo, а Mastercard — устройствами Rede. В 2010 г. сроки эксклюзивных сделок истекли, что наконец позволило зайти в эту огромную нишу на рынке другим игрокам, в том числе PagSeguro. В 2013-м компания начала продажи собственных POS-терминалов.
Еще одним важным событием, которое помогло PagSeguro упрочить позиции на рынке, стало в 2019 г. принятие бразильским Центральным банком программы Agenda BC#, задавшей курс на поощрение конкуренции и упростившей правила игры для всех игроков, прежде всего новых. PagSeguro к тому времени был еще достаточно новым игроком рынка, но уже крупным: годом ранее он вышел на нью-йоркскую биржу, в ходе IPO была привлечена рекордная для бразильских финтехов сумма в 2,7 млрд долларов — это было сравнимо с успехом Snapchat, в 2017-м привлекшего 3,4 млрд. В год выхода на IPO чистая прибыль PagSeguro более чем удвоилась, достигнув 1,1 млрд реалов; в последние три года показатель держится на уровне 1,5 млрд.
По данным ассоциации Abecs, каждую минуту в Бразилии совершаются 63 тысячи транзакций по банковским картам (этот показатель постоянно растет — с III квартала 2020 г. он вырос на 39%). Общий оборот этих операций — почти 700 млрд реалов только за III квартал, в IV-м он наверняка будет больше с учетом покупок к праздникам. Четверть населения Бразилии занимается предпринимательством — их бизнесам нужен эквайринг.
Рынок эквайринга в Бразилии поделен между пятью крупнейшими игроками: Stone, Getnet, Rede, Cielo, PagSeguro, их общая чистая прибыль за 9 месяцев 2021 г. составила 2,7 млрд реалов. PagSeguro с результатом в 1,1 млрд — самая прибыльная из этих компаний при том, что она уступает Cielo по многим другим параметрам. Количество активных клиентов PagSeguro еще в начале 2020 г. составляло 3,7 млн, из них 85% были продавцы товаров и услуг и лишь 15% потребители, а сегодня клиентов у PagSeguro уже свыше 12 млн, соотношение частных и юридических лиц — почти 50/50.
Стоп, а что за «потребители» имеются в виду? Дело в том, что у PagSeguro есть еще и PagBank — в последние годы он активно развивается как платежная система и фактически цифровой банк для частных лиц. Подобно Nubank (лидер этого рынка в Бразилии — у него 40 млн клиентов, у PagBank пока только 12 млн), он предлагает пользователям своего мобильного приложения карты — не только виртуальные, но и международные дебетовые и даже кредитные, удобную оплату мобильной связи и других услуг с кэшбеком, денежные переводы, платежи по QR-коду и другие платежные сервисы; и подобно российскому «Тинькофф», это не просто «банк без отделений» в смартфоне: PagBank предлагает целую экосистему сервисов, в частности это шопинг, страхование, инвестиции, телемедицина. Купить билеты в кино или забронировать столик в ресторане с помощью этого приложения пока нельзя, но думается, что у PagBank все впереди — ведь принадлежит он, напомним, огромному медиахолдингу UOL, который знает толк в создании сервисов в интернете.
Несмотря на то, что финтех-сервисы развиваются постоянно и их рост не так уж сильно зависит от состояния экономики, ключевой бизнес PagSeguro не мог не пострадать от пандемии коронавируса, ведь основа его клиентской базы — малый бизнес, по которому кризис ударил очень и очень больно. Минимизировать последствия этого удара для себя PagSeguro помогла именно экспансия в сегмент b2c: уже по итогам 2020 г. оказалось, что цифровой банк приносит компании в 17 раз больше выручки, чем сервисы для продавцов.
Ну, а по итогам года 2021-го бренд PagSeguro входит в топ-25 наиболее ценных брендов страны по версии Interband; общий объем обработанных платежей в III квартале вырос на 85% год к году, составив 125 млрд реалов; примерно половина клиентов пользуются счетом в PagBank как основным банковским счетом; не менее 2 млн человек выбирают именно приложение PagBank для пополнения баланса телефона и оплаты других услуг, и почти 1,5 млн ежемесячно получают кэшбек.
«Ложка дегтя» заключается в том, что капитализация PagSeguro, в начале и середине 2021 г. достигавшая свыше 20 млрд долларов, в декабре снизилась почти до уровня начала коронакризиса и сейчас составляет лишь 8,6 млрд. Однако аналитики верят, что акции компании еще вырастут — ведь растет (не может не расти, учитывая специфику рынка) ее бизнес, находящийся в авангарде финтех-революции в Бразилии.