© esales.com.br

Платёжные компании Бразилии

Каждую минуту в Бразилии совершается 63 тыс. транзакций по банковским картам, общий оборот этих операций — более 200 млрд реалов в месяц. Всем предпринимателям нужен эквайринг и прочие услуги по обработке платежей офлайн и онлайн. В этой статье мы расскажем о пяти основных игроках, предоставляющих такие услуги на бразильском рынке.

Cielo

Cielo — крупнейший бразильский оператор пластиковых карт: по итогам 2020 г. общий объем обработанных компанией платежей (total payment volume — TPV) составил 643 млрд реалов. Для сравнения: PagSeguro, чтобы накопить такой объем, понадобилось шесть лет — по итогам третьего квартала этот финтех отчитался о TPV в 660 млрд за 2015-2021 гг.

Тем не менее Cielo, как и Rede, от квартала к кварталу снижает свою долю рынка, уступая трем более молодым игрокам. Что же касается чистой прибыли, то по этому показателю он уже и вовсе откровенно отстает: если у PagSeguro она за 9 месяцев 2021 г. составила 1,1 млрд реалов, то у Cielo — лишь 753 млн: доля в общем портфеле прибыли топ-5 игроков — 28% против 41% у PagSeguro. Справедливости ради, впрочем, стоит отметить, что PagSeguro уже давно зарабатывает не только на эквайринге (с другой стороны, не является ли это еще одним признаком отставания Cielo от новых стартапов?).

Изначально названная Companhia Brasileira de Meios de Pagamento и получившая известность под брендом Visanet, компания появилась в 1995 г. как совместное предприятие Visa International и банков Bradesco, Banco do Brasil, Banco Real и Banco Nacional (Banco Real позднее стал частью Banco Santander, а последнего банка больше не существует). Целью этой компании было создать единую для всех банков инфраструктуру для обработки платежей по картам Visa, при этом Visanet становилась единственной компанией, терминалы которой принимали карты этой платежной системы. Это эксклюзивное право помогло ей закрепиться на рынке, но в 2010 г. срок партнерского соглашения истек — тогда же Visanet была переименована в Cielo.

Rede

История Rede уходит корнями в далекие 1970-е, когда международный Citibank, заручившись поддержкой бразильских банков Itaú и Unibanco, создал компанию Credicard, которая стала заниматься как выпуском кредитных карт, так и процессингом платежей. В 1996 г. те же три игрока рынка решили выделить бизнес Credicard по обработке платежей в отдельную компанию, которую назвали Redecard.

В то время как нынешняя Cielo была единственным оператором платежей по картам Visa, нынешняя Rede до того же 2010 г. пользовалась эксклюзивным правом на обработку транзакций по картам Mastercard (и владельцы торговых точек были вынуждены арендовать два POS-терминала, чтобы угодить всем покупателям).

В 2008 г. Itaú и Unibanco объединились — до сих пор Rede контролируется именно банковской группой Itaú Unibanco, которая в 2013-м переименовала компанию в Rede.

Ежемесячно терминалы Rede обрабатывают платежей на сумму более 30 млрд реалов, по всей стране используется около 1,5 млн устройств этой компании. Чистая прибыль Rede за три квартала 2021 г. составила 375 млн реалов.

Getnet

Компания Getnet появилась как b2b-стартап в 2003 г., а оператором пластиковых карт стала в 2014-м, когда ее купил банк Santander Brasil (часть международной Grupo Santander) за 1,1 млрд реалов. Совсем недавно, в октябре 2021 г., банк преобразовал Getnet в отдельную финтех-компанию и сделал ее частью своей глобальной франшизы платежных решений для бизнеса PagoNxt; кроме того, Getnet провела IPO на биржах Сан-Паулу и нью-йоркской Nasdaq. Во время выхода на биржу рыночная стоимость Getnet достигла 7,3 млрд реалов — на 200 млн больше показателя Cielo — правда, затем капитализация компании снизилась, сейчас она составляет 3,3 млрд.

Getnet также представлена на рынках Мексики, Аргентины, Чили, Уругвая и нескольких европейских стран — там она появилась после перехода под контроль Grupo Santander разорившейся немецкой компании Wirecard (банк купил ее европейский бизнес в ноябре 2020 г. всего за 100 млн евро). По всему миру у Getnet свыше миллиона клиентов и более 2 тыс. сотрудников, чистая прибыль компании в первом полугодии 2021 г. составила 188 млн реалов.

Stone

Основанная в 2012 г. и начавшая активную деятельность в 2014-м, уже в 2018-м эта бразильская компания стала «единорогом» — в ходе IPO финтех-стартап Stone на бирже Nasdaq привлек более 1 млрд долларов; сейчас ее капитализация составляет почти 5 млрд в американской валюте.

Стартап родился из давней мечты соучредителей создать преуспевающую компанию на архаичном, ставшем малоэффективным рынке. В числе акционеров компании были фонд Arpex Capital Жорже Паулу Леманна, американская Madrone Capital Partners, британский фонд Actis, управляющая компания Gávea Investimentos, а во время IPO в нее инвестировали Уоррен Баффет и китайская Ant Financial, «дочка» Alibaba, владеющая платежной системой Alipay.

Стоит отметить, что Stone предлагает не только POS-терминалы и решения по обработке платежей, но все остальные ее продукты тоже предназначены для бизнеса: это, в частности, счета и карты для предпринимателей, кредиты на развитие бизнеса, программы страхования жизни и здоровья. У компании по итогам трех кварталов 2021 г. свыше 1,3 млн активных клиентов платежных решений (более чем двукратный рост по сравнению с 2020-м!), общий объем обработанных транзакций — почти 200 млрд реалов, чистая прибыль — 170 млн.

PagSeguro

А вот PagSeguro (этой компании мы ранее посвятили отдельный текст) уже стал поставщиком решений не только для бизнеса, но и для потребителей, причем выручка компании от b2c-сегмента уже во много раз превысила показатели сервисов для продавцов. Тем не менее платежные решения продолжают быть основой бизнеса PagSeguro. Общий объем обработанных компанией платежей в III квартале вырос на 85% год к году, составив 125 млрд реалов; клиентов у PagSeguro свыше 12 млн, соотношение частных и юридических лиц — почти 50/50.

Компания принадлежит медиахолдингу Universo Online, который владеет UOL, одним из популярнейших бразильских интернет-порталов; основана она была в 2006 г., когда Universo Online решила обзавестись собственным подразделением финансовых услуг — и начала развивать это направление на базе купленной год спустя компании BrPay.

В 2018 г. PagSeguro вышел на нью-йоркскую биржу, в ходе IPO была привлечена рекордная для бразильских финтехов сумма в 2,7 млрд долларов. В тот год чистая прибыль PagSeguro более чем удвоилась, достигнув 1,1 млрд реалов; в последние три года показатель держится на уровне 1,5 млрд.

Автор статьи: Илья Кашурников
Хэштеги:
0 поделились
Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 5 =

[wppb-login] Регистрация