shutterstock_528750940

Медийная сфера Бразилии

Медийное пространство Бразилии – явление многостороннее и непростое. Процесс его формирования отличался от аналогичных процессов в других странах региона, что продолжает влиять на характер отрасли и на современном этапе. Задача настоящей статьи в том, чтобы выявить особенности медийного пространства в XXI веке с учетом исторического опыта Бразилии. 

Исторический контекст

Исторически бразильская медийная сфера получила развитие довольно поздно. До 1808 г. пресса не была разрешена в Бразилии: в этом году вышла первая газета, и связано это было с прибытием в Бразилию португальского королевского двора, бежавшего от наполеоновских войн на европейском континенте. Этот факт не только разительно отличает Бразилию от других бывших колоний в регионе, но и существенно влияет на качество журналистики даже на современном этапе.

Бразильской медийной сфере понадобилось немало времени для выхода на уровень массовых, доступных многим, коммуникаций – радиовещание сложилось к 40-м годам ХХ века, а массовая печатная пресса еще позже, в 50-е годы. Полноценное развитие пришлось на вторую половину двадцатого столетия, а переосмысление и реформирование медиасреды – на период демократизации и формулирования Конституции 1988г. Интересно, что на разных этапах государство сохраняло, условно говоря, бдительное, но стороннее наблюдение за процессом – для Бразилии нехарактерно наличие у государства каких-либо крупных медиаактивов. Это, впрочем, совсем не означает, что государство не вмешивается в дела прессы: на протяжении ХХ века это происходило практически на постоянной основе, и сейчас у государства есть достаточно механизмов для влияния (например, посредством выдачи лицензий на вещание).

День сегодняшний

Сегодняшняя медийная сфера Бразилии отличается большим разнообразием, включая в себя радио, телевидение, печатную и цифровую прессу. Законодательно закреплена свобода прессы и коммуникаций, что указано не только в Федеральной Конституции 1988г., но и в ряде дополнительных федеральных законов. СМИ могут принадлежать частным лицам и компаниям, государству или иметь публичный характер. Последний вариант зарезервирован для специализированных СМИ – работающих исключительно с каким-то конкретным органом одной из ветвей власти на региональном, муниципальном или федеральном уровне.

Телевидение остается одним из главных источников информации и развлечения для бразильцев. Доступ к ТВ есть у 95% семей, а среднестатистический житель Бразилии проводит около 3,5 часов в день у экрана телевизора. Крупнейшие телесети Бразилии – это Globo, SBT, Record и Bandeirantes. Сохраняется также популярность радио: порядка 80% граждан слушают его дома или в дороге.

Печатные газеты и журналы также пока никуда не исчезли, хотя их популярность падает в последние годы в связи с расширением доступа к интернету и распространением мобильных девайсов. В топе газет  и журналов – Folha de São Paulo, O Globo, O Estado de São Paulo, Super Notícia, Zero Hora, Veja, Época, Exame и др. Недавние исследования показывают, что постоянно растет популярность онлайн-форматов традиционных газет и журналов.

Растет и потребление интернет-контента: порядка 60% пользователей интернета констатировали, что сеть заменила для них традиционные источники информации.

Говоря об основных характеристиках медийной сферы Бразилии сегодня, можно отметить следующие тенденции:

Во-первых, по экспертным оценкам, государство сохраняет весьма ограниченное присутствие на медиарынке, по крайней мере, формально. Бóльшая же часть пространства принадлежит частному сектору. Интересно, что в последние годы отмечается рост интереса к медиа со стороны религиозных групп, в особенности евангелистов, которые владеют отдельными ресурсами через частные компании[i] (впрочем, конфессиональные акторы уже давно «зашли» в медиасферу Бразилии в том или ином формате).

Во-вторых, важная характеристика медиа – невысокий общий уровень журналистики в Бразилии. Отмечается, что это связано преимущественно с отсутствием образовательной базы для подготовки кадров для медиасферы. При этом качество журналистики имеет прямую зависимость от уровня жизни: так, в крупных развитых штатах (Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Риу-Гранди-Ду-Сул, Минас Жерайс) квалификация кадров выше, а соответственно и выше качество журналистской работы.

В-третьих, наблюдается еще одна интересная тенденция: в бразильских медиа существует небольшой, но заметный идейный крен «вправо», или в область консервативных ценностей, транслируемых потребителям. Традиционно консервативная ориентация доминировала в бразильских медиа, однако длительный период пребывания у власти «левых» – Партии трудящихся и, в особенности, чрезвычайно популярного бывшего президента Лула да Силва – внес идейное разнообразие в эту сферу, позволив либеральным СМИ заявить о себе. Однако этого все равно оказалось недостаточно, и пока говорить о медийном плюрализме не приходится. Это подтверждается, в частности, и данными ООН.

В-четвертых, отдельным вопросом для современной медиасферы Бразилии является безопасность профессиональной деятельности журналистов. Оценить, насколько опасной может быть работа в СМИ для бразильцев, непросто, однако приведем результаты большого исследования ЮНЕСКО на эту тему. Эта структура ООН занимается, в том числе, продвижением идеи свободной и многообразной прессы в мире и уже много лет мониторит положение журналистов в разных странах. В исследовании используются в основном два показателя: количество убийств журналистов за определенный период и статус расследования этих убийств. В Бразилии – один из худших показателей в ЛКА. За период с 2006 по 2015 гг. было убито 32 журналиста, и только 8 дел были раскрыты. Для сравнения за аналогичный период в Колумбии погибли 18 журналистов, в Венесуэле – 3, а в России – 19 (Россия при этом отличается довольно высокой раскрываемостью – закрыто 11 дел). На региональном уровне хуже дела обстоят, пожалуй, только у Мексики с 58 погибшими журналистами и нулевым уровнем раскрытия. При этом авторы доклада подчеркивают, что исследование не направлено на выявление других форм давления на журналистов – побоев, нападений, похищений, угроз и др., хотя все они в той или иной степени имеют место во многих государствах мира. Полностью интерактивную карту с результатами исследования можно посмотреть здесь.

Медийная сфера любой страны не стоит на месте и находится в постоянном развитии, это применимо и к Бразилии. Учитывая современные тенденции, можно предположить, что в будущем сфера пойдет по пути большего идейного плюрализма, а новые технологии позволят сделать медиа, включая альтернативные, доступными для всех слоев и групп многосоставного бразильского общества. 

[i] Dana de la Fontaine, Thomas Stehnken, The Political System of Brazil, Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2016

Автор статьи: Анастасия Борик
Хэштеги:
0 поделились
Предыдущая статья

Разница между «bastante» и «suficiente»

Следующая статья

Дайджест мировых публикаций о Бразилии за 11.09-24.09.2017

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 11 =

[wppb-login] Регистрация