Керамическое искусство ваура

Традиция изготовления керамических изделий индейцами верховьев реки Шингу имеет длительную, прослеживаемую на протяжении нескольких сотен лет историю. Первые сведения о керамике индейцев верховьев реки Шингу были получены во время экспедиции под руководством немецкого исследователя Карла фон ден Штейнена в 1887–1888 годах. Карл фон ден Штейнен впервые описал керамику шингуано и предложил ее типологизацию.

В исторической ретроспективе изготовлением керамических изделий в верховьях реки Шингу занимались аравакоязычные группы: ваура, меинаку и явалапити. Со временем ваура во многом монополизировали это ремесло.

Согласно мифологии ваура, искусству гончарного мастерства их обучил большой змей Камалу Аи, приплывший к ним на каноэ по реке Батови, правому притоку реки Ронуро, впадающей в Шингу. Он показал ваура первичные формы и размеры всех типов керамических изделий и указал места залежей необходимой для производства керамики серой глины в среднем и нижнем течении Батови. Ваура утверждают, что Камалу Аи открыл секрет керамического мастерства только им, поэтому никакой другой народ в верховьях реки Шингу не владеет этим секретом.

Добыча глины-сырья, имеющей характерный серый цвет, осуществляется в августе – сентябре, потому что наибольшее количество глиняных изделий ваура производят в ноябре – марте, в пик сезона дождей. Однако изготовлением керамических изделий ваура занимаются в течение всего года. Для этих целей они создают запасы глины, которые в наши дни индейцы хранят в больших пластиковых бочках, стоящих в тени.

Ваура не знакомы с гончарным кругом, поэтому все глиняные горшки они делают ленточным способом. Форму будущим изделиям придают руками, а также старыми деревянными дощечками для переворачивания маниоковых лепешек бейжу. Сформированные изделия выставляют высыхать на солнцепеке. Затем их подвергают соскабливанию, убирая излишки глины. Раньше для соскабливания применялись раковины моллюсков, которые в последние десятилетия стали заменяться различными металлическими пластинами. Оскабленный горшок шлифуется, в настоящее время с помощью наждачной бумаги и скругленной гальки, с добавлением сока дерева определенного вида или собственной слюны. После шлифовки изделие обжигают на огне.

Свою керамику ваура раскрашивают красными и черными растительными красками. Красную краску делают из семян кустарника уруку – Bixa orellana. Семена бросают в воду, процеживая и отбрасывая их через сетку. Окрашенную в пурпурно-красный цвет взвесь оставляют кипеть на медленном огне до тех пор, пока она не начинает загустевать. Остывая, раствор постепенно превращается в густую маслянистую пасту, используемую для нанесения узоров не только на керамические изделия, но и на тело и волосы. Пасту уруку также высушивают на солнце и размельчают до порошкообразного состояния. В таком виде законсервированная уруку может долго храниться. При необходимости порошок разбавляют нужным количеством воды, подготавливая краску уруку для работы.

Среди мотивов росписи доминируют геометрические узоры – точки, линии, круги, треугольники, которые могут составлять различные комбинации. Типичными геометрическими орнаментами, используемыми не только ваура для раскраски своих керамических изделий, но и всеми индейскими группами в верховьях реки Шингу, для украшения различных предметов традиционной культуры, раскраски лица и тела являются: соединяющиеся друг с другом углами ромбы; идущие параллельными вертикальными или горизонтальными рядами треугольники; зигзагообразные линии; комбинации, сочетающие в себе ромбы, треугольники, квадраты. Все эти виды геометрических орнаментов прослеживаются в верховьях Шингу по данным археологии, фиксируются первыми исследователями конца XIX века и продолжают оставаться востребованными современными индейцами.

Зооморфные изделия, как правило, украшают черными линиями и точками, либо окрашивают красной краской только часть изделия. Карл фон ден Штейнен так определял символику орнамента шингуано: ромбовидный или так называемый мерешу ассоциируется с определенным видом рыб, относящихся к роду Serrasalmus или Myletes; горизонтальные ряды треугольников – аналог улури – женской набедренной повязки; вертикальные – образ летучей мыши; зигзагообразный ряд имитирует змею.

Основные действия по изготовлению керамических изделий осуществляют женщины, однако мужчины также участвуют в процессе. Вместе с тем было бы неверно говорить, что производство керамики у ваура исключительно женское или мужское занятие.

Мне довелось наблюдать у ваура внушительных размеров раскрашенные горшки, приготовленные для торгового обмена с индейцами куйкуру. Хозяин горшков пояснил, что они имеют большую ценность. Он оценивал стоимость одного горшка в 500 бразильских реалов или двух ожерелий из речных раковин, на производстве которых специализируются куйкуру, калапало и науква. Ожерелья являются неотъемлемым элементом традиционного мужского и женского костюмов индейских групп верховьев Шингу и имеют среди них высокую ценность.

Формы создаваемых ваура керамических изделий заданы строгими устоявшимися канонами, четко прослеживающимися в горшках различных типов, противнях, предназначенных для выпекания маниоковых лепешек бейжу и зооморфной керамике.

Наибольший простор для творчества имеется при изготовлении зооморфной керамики. Однако все инновационные изменения связаны исключительно с внешним оформлением, антуражем, не затрагивающим концептуальное строение корпуса изделия.

Зооморфная керамика – наиболее широко распространенный тип керамики ваура. Ее размеры варьруются от очень маленьких до значительных. Зооморфные изделия можно разделить на два типа: горшки в виде перевернутых на спину животных и птиц; фигурки животных.

Зооморфные горшки используется в быту для хранения приготовленной пищи, соли, перца, небольших остатков еды, мелких предметов, таких как иглы. Их края делаются закругленными и могут быть выполнены в виде различных частей изображаемых животных.

Фигурки животных исполняют исключительно роль игрушек для детей. Для достижения большего сходства с образом у фигурок посредством вдавливания или нанесения насечек и отверстий на глине могут быть обозначены лапы, крылья, глаза, хвост, рот, нос. В формах зооморфной керамики ваура встречаются образы животных как традиционных для их мира, так и тех, которые стали известны ваура после контакта с белыми людьми: кошки, куры, коровы, животные, виденные ими в городах, в зоопарках. Среди мотивов зооморфной керамики встречаются даже образы динозавров, увиденные индейцами в фильмах.

Однако ваура не часто эксплуатируют образы экзотических, «иностранных» животных в своих керамических изделиях. Доминирующие зооморфные мотивы – животные, типичные для фауны верховьев реки Шингу.

Керамическая посуда: большие горшки, противни, крупные зооморфные изделия, используемые для приготовления и разогрева пищи, устанавливается над открытым огнем, как правило, на три глиняные пирамидки высотой около 20 сантиметров, специально изготавливаемые для этих целей. Пространство между днищем горшка и землей частично прикрывается большими плоскими керамическими осколками, благодаря чему создается эффект примитивного очага. В деревне ваура можно встретить большое количество подобных осколков, целенаправленно сохраняемых индейцами.

Присутствовавшая во всех хижинах керамика меньшего размера использовалась для хранения и приема пищи и имела следы копоти, свидетельствующие о том, что она также ставилась на открытый огонь. В целях предотвращения растрескивания на закругленный ободок таких изделий ваура наносят насечку.

К сезонному ритуалу, празднику созревания плодов пеки – Caryocar Brasiliens, поспевающих в период с октября по ноябрь, ваура изготавливают глиняные мужские и женские гениталии. Эти керамические предметы находят свое применение в ходе ритуала пеки, во время которого мужчины и женщины, имитируя мифологическую вражду, обмениваются шуточными оскорблениями.

Изготовление изделий из глины продолжает оставаться у ваура живой востребованной традицией. Помимо создания керамики для собственных нужд в последние десятилетия ваура производят керамику на продажу. Их керамические изделия можно встретить в специализированных магазинах, как в Канаране и Барра-душ-Гарсасе – небольших городах, расположенных в непосредственной близости от Парка коренных народов Шингу, так и в крупных мегаполисах Бразилии.

Автор статьи: Андрей Матусовский
0 поделились
Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − восемь =

[wppb-login] Регистрация