Змея, которая закурила: Бразилия во Второй мировой войне
Бразилия — единственная страна Южной Америки, принимавшая участие в боевых действиях Второй мировой войны. О том, как так получилось, откуда на Бразилию готовилось нападение и при чем здесь змея — рассказываем в этой статье.
Начало Второй мировой войны Бразилия встретила в президентство Жетулиу Варгаса, будучи страной со множеством экономических и социальных проблем. Разразившаяся в Штатах Великая депрессия имела последствия и для Бразилии — ощутимая часть населения оказалась буквально на грани голода. Однако Варгас, пользовавшийся поддержкой духовенства, среднего класса и военных, смог стать популярным и среди обычных бразильцев, предложив ряд мер, которые способствовали улучшению их положения.
Варгас был националистом, но, в отличие от многих других националистов своего времени, он делал ставку не на силу одной партии, а на поддержку влиятельных слоев населения. Его внешняя политика также была разнонаправленной — он развивал сотрудничество как с США, так и с Европой; особенно усилились в 30-е годы экономические связи с Германией. Так, к 1938 году Германия ввозила почти половину кофе именно из Бразилии, более трети импорта хлопка также приходилось на нее.
Когда в 1938 году Гитлер предложил Варгасу присоединиться к Антикоминтерновскому пакту, тот отказался. Не желая принимать сторону США, он в то же время не хотел ставить под угрозу шаткое политическое равновесие, какое можно было наблюдать тогда в Южной Америке. Олигархи в Бразилии выступали против Гитлера, в то время как военные были за поддержку нацистов — перед Варгасом стоял сложный выбор. Однако в том же 1938-м бразильские интегралисты — сторонники идеологии фашизма по итальянскому образцу — предприняли попытку государственного переворота, но потерпели неудачу. Это заставило Варгаса разорвать все политические отношения со странами-участницами Антикоминтерновского пакта (Германией, Италией и Японией), однако отношения экономические продолжались.
После начала войны Бразилия объявила о нейтралитете. Варгас своим декретом от 2 сентября запретил как войскам стран Оси, так и антигитлеровской коалиции входить в территориальные воды Бразилии. Когда бразильцы узнали о первых победах Германии в Европе, в обществе усилились настроения за вхождение Бразилии в страны Оси. Однако Варгас в ответ на это попросил экономической поддержки у США для снижения социальной напряженности. В 1941 году американские инвесторы открыли в Бразилии несколько новых производств, а в октябре того года было подписано и соглашение о ленд-лизе между Бразилией и США. С другой стороны, в том же году Варгас отправлял фюреру телеграмму с поздравлением с днем рождения.
Но когда произошло нападение на Перл-Харбор, Варгас наконец политически встал на сторону США. В январе 1942 года Бразилия разорвала любые отношения с Германией и ее союзниками. В феврале того года стало известно об исчезновении в Атлантическом океане, в зоне активных подводных боев, бразильского торгового судна Cabedelo — по одной из версий, его потопила подлодка Leonardo da Vinci (либо это могла быть одна из других итальянских субмарин). Дальше — больше: к концу лета войска Оси потопили свыше 20 бразильских кораблей, а по стране прокатилась волна антифашистских митингов и погромов. В итоге 22 августа Бразилия объявила войну Германии и Италии.
В начале 1943 года Варгас в ходе встречи в Натале с президентом США Рузвельтом предложил задействовать бразильскую армию в боевых действиях. Но лишь летом 1944 года в Италию был отправлен Бразильский экспедиционный корпус (Força Expedicionária Brasileira, FEB), действовавший в составе Пятой армии США. Точнее, это была первая партия солдат — около 5,8 тыс. человек. Общая численность FEB к концу войны составила 25,3 тыс. человек, из них 15 тыс. были пехотинцы; даже это немного — всего одна дивизия. Изначально планировалось отправить на войну в 3-4 раза больше бразильцев, однако возникли мобилизационные и транспортные сложности.
В сентябре бразильцы начали сражаться вместе с союзниками в долине реки Серкьо в Тоскане. Зимой 1944-1945 годов они заняли позиции в Апеннинских горах. Там для многих солдат стало проблемой выдерживать погодные условия (ночью температуры могли достигать -20 °С).
Напротив, немцы демонстрировали завидную способность сражаться в этих обстоятельствах — бразильский корпус нес потери. По прошествии зимы бразильцы завоевали ряд позиций (в частности, Монте-Кастелло и Кастельнуово). 14 апреля 1945 года FEB приняла участие в битве при Монтезе. Это был первый случай ведения ими «современной войны» в городе. Отвоевывая буквально один дом за другим, они в конце концов заняли Монтезе. 23 апреля FEB вошли в Сассуоло, освободив и этот город.
В конце апреля две немецкие дивизии стояли на берегу реки По, пытаясь выйти в Северную Италию. FEB вместе с американцами и бойцами итальянского движения Сопротивления удалось окружить их, взяв в плен в этой битве (почти неизвестной в российской историографии битве при Коллекьо-Форново) 14 тыс. солдат. 2 мая бразильцы достигли города Суза, что недалеко от Турина в Пьемонте. Затем они присоединились к французам на границе Франции с Италией.
Отдельно стоит рассказать об участии во Второй мировой военно-морских сил Бразилии. Участие в войне бразильского флота не пересекалось с основными задачами FEB — корабли в большинстве своем были задействованы в битвах за Атлантику. На море бразильцы совместно с союзниками обеспечивали безопасность судов, курсирующих по центральной и южной Атлантике до Гибралтара. В борьбе с вражескими подводными лодками бразильские фрегаты и субмарины использовали мины и глубинные бомбы. Согласно рассекреченным документам Германии, бразильский флот атаковал немецкие подводные лодки в общей сложности 66 раз. Подтверждено, что ВМС Бразилии уничтожили 12 подводных лодок Оси у своих берегов.
Бразильские летчики тоже принимали участие в военных действиях. Один эскадрон военно-воздушных сил страны насчитывал 350 бойцов, из которых 48 были пилотами; сначала он занимался защитой зоны Панамского канала (где, на американских базах в Панаме, бразильские летчики проходили подготовку), а ближе к концу войны стал выполнять миссии в Италии. Менее масштабный второй летный отряд бразильских ВВС подчинялся непосредственно FEB и сопровождал экспедиционный корпус в итальянской кампании.
Бразильцы начали возвращаться домой в июле из Неаполя, потери всех подразделений FEB в боевых действиях составили около 1 тыс. человек. Они сыграли значительную роль в освобождении Италии, хотя в момент объявления войны такой результат едва ли кто-то мог себе представить. В 1943-м бразильцы стали говорить о том, что «скорее змея начнет курить трубку, чем FEB вступит в боевые действия» (Mais fácil uma cobra fumar um cachimbo do que a FEB embarcar para o combate). В пику этой народной мудрости FEB изобразила на своём шевроне курящую змею, и бразильские солдаты наносили на свои минометы и снаряды надписи вроде «Змея курит…» (A cobra está fumando…).