1965_Vemag_Belcar_Rio

Бразильский автопром: зарождение, эволюция и настоящее

Автомобиль всегда был неотъемлемой частью жизни бразильцев – по крайней мере с тех пор, как в стране в XX веке появились первые автопроизводители. А первая четырехколесная машина с мотором прибыла в Бразилию еще в 1891 году, в порт Сантус в штате Сан-Паулу.

Знаменитый французский Peugeot Type 3 оказался первым автомобилем, начавшим колесить по дорогам страны – его завез в Бразилию пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон. Позже еще пара моделей появились в Сан-Паулу, куда машину привезли потомки основателя военной полиции штата Рафаэла Тобиаса де Агиара, и в Рио-де-Жанейро – там владельцем одного из первых автомобилей стал писатель и журналист Жозе ду Патросиниу. А первый номерной знак был установлен на автомобиле предпринимателя Франческо Матараццо в 1903 году.

Изучение истории бразильского автопрома позволяет понять многое о технологической, экономической и социальной эволюции страны. Сегодня мы расскажем вам об основных этапах и поворотных точках этого большого пути.

Первые автомобили в Бразилии

В первые десятилетия XX века в Сан-Паулу появились заводы Ford и General Motors, оба находились в столице штата. Первым обосновавшимся в стране брендом был Ford, в 1919 году начавший собирать в Сан-Паулу свою знаменитую Model T (из-за формы рычагов газа и зажигания в Бразилии ее стали называть Ford Bigode, т.е. «Форд Усы»). В 1925 году на местный рынок вышла General Motors. Именно в 20-е годы, кроме того, была построена первая асфальтированная автомагистраль Рио-де-Жайнеро – Петрополис. С 1920 по 1939 год количество автомобилей в одном только штате Сан-Паулу неуклонно росло, увеличившись с 5 тыс. до 43 тыс.

Concessionária General Motors, em São Paulo, na década de 30. apenas veículos importados
Салон General Motors в Сан-Паулу, 30-е годы. © Quatrorodas.abril.com.br

Пятидесятые: автомобильная революция

К концу 40-х годов автомобильный парк Бразилии состоял из стареющих американских и европейских «легковушек», внедорожников и грузовиков, в основном произведенных в 30-е годы. В годы Второй мировой войны в Бразилии появилось значительно больше заводов автозапчастей – их стало 50. Позднее благодаря этому в стране появились поставщики, которые помогли зародиться локальному производству машин.

Однако до середины XX века в Бразилии лишь занимались сборкой «иномарок», своих машин не производили. Ситуация начала меняться при президенте Жетулиу Варгасе. Двумя важными вехами стали открытия предприятий Companhia Siderúrgica Nacional (CSN) и Fábrica Nacional de Motores (FNM): оба производства – одно металлургическое, другое моторное – были созданы в штате Рио-де-Жанейро.

С 1947 по 1952 год правительство предприняло шаги по ограничению импорта автомобилей и запчастей, а инвестиции в автомобильную отрасль превысили вложения в импорт нефти и пшеницы. Тем не менее, учитывая благоприятный обменный курс, на местном рынке смогли закрепиться и европейцы. Если раньше улицы бразильских городов были полны американских автомобилей, то уже к 1950 году обычным делом стало увидеть на улице английскую машину.

Декретом президента Жуселину Кубичека в 1956 году была создана Исполнительная группа автомобильной промышленности (Grupo Executivo da Indústria Automobilística, GEIA), руководителем которой был назначен адмирал Лусиу Мейра, а главной ее целью объявили реализацию национальных инициатив по производству автомобилей. В то время бразильский автопарк составлял 800 тыс. машин, наблюдался огромный спрос на легковые и грузовые автомобили. Задачи по национализации автомобильной промышленности выглядели очень амбициозно.

Создание местных производств было одной из основ правительства Кубичека. Его предвыборное обещание достичь прогресса «за 5 лет как за 50» привело к тому, что промышленность и транспорт стали краеугольными камнями в обеспечении стабильности бразильской экономики. Основное внимание было уделено развитию национальной промышленности с созданием индустриального парка, в который должны были входить заводы и сеть поставщиков автозапчастей и периферийных инфраструктурных услуг.

В итоге первый полностью отечественный автомобиль в 1956 году сошел с конвейера компании Romi, производителя токарного и сельскохозяйственного оборудования. Автомобиль особо малого класса Romi-Isetta, «списанный» с немецкого BMW Isetta, имел похожий на мотоциклетный двигатель, небольшие колеса и переднюю дверь. В том же году свои автомобили также выпустили FNM и предприятие Vemag – они тоже были «бразильцами», но являлись лицензионными копиями европейских и американских моделей.

Romi-Isetta, модель 1959 года. © Quatrorodas.abril.com.br

В 1953 году к ограничениям на импорт в Бразилию запчастей добавился запрет на ввоз целых автомобилей, в результате чего местные заводы Volkswagen, Mercedes-Benz и Willys-Overland стали национальными производствами. GEIA прогнозировала, что к 1960 году 90% грузовиков и внедорожников, продаваемых в Бразилии, будут состоять из компонентов, произведенных в Бразилии. Эти цели были даже перевыполнены, бразильский автопром значительно укрепил свои позиции.

Крупные производители стали выпускать более современные автомобили, отвечающие потребностям бразильцев. Основные мощности бразильского автопрома сконцентрировались в так называемом регионе ABC (Região do Grande ABC), крупной промышленной агломерации штата Сан-Паулу. Среди новых производств, появившихся в 70-е годы в других регионах страны, были Fiat Automóveis S.A. в Минас-Жерайс, Agrale в Риу-Гранди-ду-Сул, Volvo в штате Парана.

Бразильский автопром сегодня

В 90-е годы Бразилия и ее рынок снова открылись миру, стимулируя и импорт автомобилей.

Одним из ключевых трендов 2010-х стала децентрализация производства, которое продолжало концентрироваться в регионе ABC. Если в 1990 году в штате Сан-Паулу собирали 75% всех автомобилей в стране, к 2017-му этот показатель снизился до 47%, а в 2019-м и вовсе до 40%. Второе место в 2019 году занял штат Парана с долей в 15%, третье – Минас-Жерайс, почти 11%.

По состоянию на конец 2010-х, когда наметился выход страны из рецессии, а вызванный пандемией кризис еще не начался, на этом прибыльном рынке конкурировало 20 компаний, 65 заводов работали в 11 штатах, они производили в общей сложности 4,5 млн машин в год для 5,5 тыс. дилерских центров. Не менее пятой части бразильской продукции идет на экспорт, занято в отрасли свыше 100 тыс. человек.

В начале 2021 года Ford объявил о закрытии в Бразилии своего производства, на котором американская компания создала более 5 тыс. рабочих мест. В августе Mercedes-Benz анонсировал продажу своего ранее прекратившего работу завода в Сан-Паулу.

https://assets.volkswagen.com/is/image/volkswagenag/meu_vw_t_cross?Zml0PWNyb3AsMSZmbXQ9d2VicCZxbHQ9Nzkmd2lkPTk2MCZoZWk9NTQwJmFsaWduPTAuMDAsMC4wMCZiZmM9b2ZmJjRhNzg=
Приложение Meu Volkswagen. © Vw.com.br

В то же время, весной 2021-го реализацию инвестиционной программы в размере свыше 1,1 млрд реалов начала Renault. В ноябре BMW подтвердила, что вложит более 500 млн реалов в производство в Бразилии внедорожников X3 и X4, а также еще одной модели, название которой пока не раскрывается. В том же месяце Volkswagen пообещал до 2026 года инвестировать 7 миллиардов реалов в Латинскую Америку, а именно в производства в Бразилии и Аргентине.

Автор статьи: Илья Кашурников
Хэштеги:
0 поделились
Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять − четыре =

[wppb-login] Регистрация