Доривал Каимми – знакомый незнакомец

Доривал Каимми – один из самых известных певцов и композиторов Бразилии. Если Амаду выразил душу бразильского народа словом, то Каимми выразил её мелодией. Устами Доривала Каимми, его сильным проникновенным голосом поёт сам бразильский народ.

В России с творчеством Каимми познакомились в 1974 году, когда на экраны советских кинотеатров вышел фильм Холла Бартлетта «Генералы песчаных карьеров». «Марш рыбаков» – песня о жангаде, рыбацком парусном плоте, уходящем далеко в море, во многом определила феноменальный успех фильма. Бархатный баритон певца никого не оставил равнодушным.

Minha jangada vai sair pro mar,
Vou trabalhar, meu bem-querer…

Моя жангада выйдет в море,
Я буду работать, моя дорогая…

…пел на неизвестном языке неведомый исполнитель. В титрах автором музыки был указан Алоизиу Оливейра, который сделал аранжировку песен Каимми. Работу обоих музыкантов можно было не только слышать, но и видеть. Доривал Каимми сыграл роль Жуана де Адама, а Алоизиу Оливейра – роль епископа. О том, кто является действительным автором музыкального шедевра, рассказали в пятом номере журнала «Кругозор» за 1974 год. В сериалах «Рабыня Изаура», «Тропиканка», «Порт чудес» также звучала музыка Доривала Каимми, он стал неотъемлемой частью советской, а затем и российской культуры.

В жилах Каимми смешалась итальянская, португальская и негритянская кровь. Возможно, именно этим объясняется его уникальный музыкальный дар. Доривал – коренной байянец. Семья Каимми жила в столице штата Баия городе Салвадоре с 1871 года. Прадедушка композитора, Энрико Балбино Каимми, приехал в Салвадор из Италии на строительство лифта Ласерда – подъемника, соединяющего верхний и нижний город.

Доривал родился 30 апреля 1914 года в семье Дурвала Каимми и Аурелины Кандиды Соарес. С детства его окружала музыка, отец играл на гитаре, мандолине и фортепиано, а мать пела. Известно, что Доривал Каимми никогда не учился музыке профессионально. На гитаре его научил играть отец, показав несколько аккордов, после чего талантливый ребенок полностью освоил инструмент самостоятельно. Наверное, этим объясняется его особая, уникальная манера игры.

Каимми начал работать очень рано. В 13 лет в редакции газеты «Импарсиал» он писал на конвертах адреса подписчиков. После закрытия издания начал работать продавцом напитков, а также помогал рыбакам вытаскивать сети на пляже Итапуан. В 1930 году, в 16 лет, он написал свою первую песню «В сертане», а с 1935 года стал регулярно выступать на баийском радио, представляя программу «Каимми и его прибрежные песни».

Одна из песен того периода «Море» имела колоссальный успех. Морская тематика и труд рыбаков занимали важное место в творчестве Каимми. Он полюбил море с тех самых пор, когда подростком помогал рыбакам Итапуана. Он восхищался их мужеством, романтикой рыбацкой жизни, красотой пляжей, разноцветными парусами лодок в порту, легендами о богине вод Йеманже. Поэтому неудивительно, что самые лучшие песни Каимми посвятил морю: «Тоска по Итапуану», «Клятва рыбака», «Буря», «Как сладко в море умереть», «Марш рыбаков».

«Жизнь негров и мулатов, связанных с морем, всегда меня вдохновляла. Я не знаю трагедии большей, чем трагедия женщин, ждущих возвращения мужей на берегу. Каждое утро мужчины уходят в море на парусных лодках или жангадах, но не все возвращаются назад. Я пишу об этом потому, что я один из них, я байянец, рожденный у моря. Как и они, я молю Йеманжу, чтобы она не насылала бурю, чтобы море моей жизни всегда оставалось спокойным», – написал Каимми в предисловии к сборнику «Песни Баии».

Очень скоро успех приходит к юному композитору. В 22 года он победил в конкурсе на лучшую карнавальную мелодию, после чего покидает Салвадор и в 1938 году отправляется в Рио-де-Жанейро. Каимми начинает работать на столичной радиостанции Тупи. Талант молодого композитора не остался незамеченным. Его песню «Что есть у байянки» записала самая популярная певица Бразилии того времени Кармен Миранда, и Доривал Каимми стал известен не только в Бразилии, но и за границей. Аккомпаниатором Кармен Миранды был Алоизиу Оливейра.

Вскоре после переезда в Рио, Каимми познакомился с Жоржи Амаду, их дружба сохранилась на всю жизнь. В «Бухте Всех Святых», поэме в прозе, посвящённой любимому городу, Жоржи писал: «Лично я воспринимаю творчество Каимми как родную сестру своего. Они дополняют друг друга и наверняка составляют единое целое. Мы описываем одни и те же события, одни и те же чувства. Если бы я был музыкантом, я писал бы его музыку, как, без сомнения, он бы писал – конечно, лучше меня – книги, которые пишу я».

Каимми и Амаду написали вместе несколько песен, ставших классикой, таких, как «Песня переселенца» и «Как сладко в море умереть». «Песня переселенца» – эта та самая знаменитая песня из «Рабыни Изауры», написанная ещё в 1946 году для театральной постановки по книге Амаду «Бескрайние земли». В ней говорится о тяжёлой жизни крестьян, вынужденных переселенцев, спасающихся от засухи. Песня «Как сладко в море умереть» была написана ещё раньше, в 1940 году, в доме родителей Амаду. Каимми на создание этой песни вдохновил роман Жоржи Амаду «Мёртвое море». Слова друзья писали вместе, дополняя друг друга.

É doce morrer no mar,
Nas ondas verdes do mar.
Saveiro partiu de noite foi,
Madrugada nao voltou.
O marinheiro bonito
Sereia do mar levou.

Как сладко умереть в море,
В зелёных морских волнах.
Лодка отчалила, это было ночью,
Утром не вернулась.
Красивого моряка
Морская сирена увела.

Мелодия песни «Как сладко в море умереть», одна из самых лучших и проникновенных композиций Каимми, звучит также в «Генералах песчаных карьеров». В этом же фильме он поёт самбу «Дора». В разных источниках пишут, что Холл Бартлетт использовал в фильме только давно написанные песни Каимми, однако это не совсем так. Две песни Каимми специально написал для этой ленты: «Когда спадёт прилив» и «Я пришёл туда».

Доривал Каимми написал музыку ещё для нескольких экранизаций и театральных постановок по произведениям Жоржи Амаду. В 1981 году «Песню слепого» для сериала «Бескрайние земли» и в 1992 году «Песенку Терезы Батисты» для минисериала по одноименному роману.

Интересный эпизод совместного творчества связывает Амаду и Каимми. Доривал Каимми, в отличие от Жоржи Амаду, никогда не состоял в Коммунистической партии, но под влиянием своего друга принимал участие в партийной работе. В 1945 году в выборах в Сенат впервые участвовала Бразильская коммунистическая партия. В сенаторы баллотировались её генеральный секретарь Луис Карлос Престес и Жоржи Амаду.

Каимми помогал другу в предвыборной кампании и написал гимн на его слова. В результате и Престес и Амаду были выбраны в Сенат. Когда компартия была запрещена, а Жоржи Амаду арестован и затем выслан из страны, Каимми допрашивали в полиции. Позднее Амаду так определил политическую позицию своего друга: «Я не верю в искусство ради искусства, и этот композитор тоже не верит. Не то чтобы его интересовали социальные или политические проблемы. Но социальное – так же, как и политическое – порождается самой окружающей действительностью, изобилующей болью и нищетой».

В 1938 году произошло ещё одно важное для Доривала Каимми событие, он познакомился со своей будущей женой, певицей Стеллой Марис. У них родилось трое детей: Нана, Дори и Данилу. Нана стала певицей. Старший сын Дори – композитором, дирижером, серьезным музыкантом. Младший Данилу – флейтист-виртуоз и композитор. Все они унаследовали хорошие вокальные данные родителей и сейчас выступают вместе, исполняя песни отца.

Я познакомилась с детьми Доривала Каимми в 2012 году на праздновании столетия Жоржи Амаду в Ильеусе. Мы жили в одной маленькой гостинице и встречались за завтраком. Удивительно было, что они помнили о моих сувенирах и переводах песен, которые я посылала Доривалу через Амаду. Каимми прекрасно знал о своей фантастической популярности в Советском Союзе. На концерт семьи Каимми собрался весь город. Музыканты исполнили все хиты Доривала, а когда заиграли «Марш рыбаков», все зрители подхватили знакомые слова.

Доривал Каимми – один из наиболее значимых композиторов в истории Бразилии. Его произведения с восторгом встречала и публика, и критика. Причина всеобщей любви – подлинная народность его творчества. Каждый аккорд и каждая строка, каждая его самба и песня выражают характерные черты бразильского народа: стремление к свободе, неприятие любой дискриминации и предрассудков, фантазия, мужество и оптимизм.

Каимми называют певцом Баии. В его песнях бескрайние земли родного края, его народ с обычаями, традициями, костюмами, радостями и горестями. Достаточно послушать «Негритянку с акараже», «Праздник на улице», «365 церквей», «Самба моей земли», «Что есть у байянки», «Второе февраля», «Тоска по Баии», чтобы понять душу байянцев. Сам Каимми так говорил об этом: «Я поэт, потому что существует Баия, где я родился. Она живёт внутри меня, с ней связаны мои лучшие воспоминания с рождения и до сего дня».

За свою жизнь Каимми записал 20 альбомов, количество аранжировок его песен невозможно сосчитать. Он повлиял на всех музыкантов Бразилии: Жоау Жилберту, Антониу Карлоса Жобина, Винисиуса де Морайса, Каэтану Велозу, Жилберту Жила и Гал Косту. Каэтану Велозу так отзывался о творчестве Каимми: «Я написал 400 песен, а Доривал – 70, но все его песни – шедевры, а мои – нет».

Доривал Каимми умер в 2008 году в возрасте 94 лет после девяти лет борьбы с раком. Журналист Жуан Масимо так определил значение его творчества для культуры Бразилии: «Каимми – композитор и певец, у которого не было предшественников и не было последователей. Его музыка родилась и умерла вместе с ним. Ему невозможно подражать, и он никому не подражал. В этом причина всеобщего восхищения музыкой Каимми». Можно дополнить, что музыка Каимми все же продолжает жить не только на звуковых дорожках, но и в душах людей всего мира.

Автор статьи: Елена Белякова
Хэштеги:
0 поделились
Предыдущая статья

Бразилия времён диктатуры в лучших песнях эпохи

Следующая статья

Флорианополис – история и современность

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − два =

[wppb-login] Регистрация