Эпоха военной диктатуры глазами бразильских режиссеров
Бразилия стала первой из череды стран Латинской Америки, в которых, не без участия США, произошел военный переворот во второй половине ХХ века. В 1964 году при поддержке армии и части населения, к власти пришел маршал Кастелу Бранку. В течении последующего 21 года диктатуры сменилось пять президентов: все они были армейскими генералами.
Этот период характеризовался жесткими мерами в политической и экономической жизни страны. Были отмененены коллективные договоры, право на забастовки и запрещены демонстрации. Средства массовой информации подвергались строжайшей цензуре. Несогласных с режимом высылали из страны, подвергали пыткам и даже ликвидировали. Особенно преследовали сторонников коммунистической партии. Упоминание о Москве, о Советском Союзе было равносильно государственному преступлению.
В 2011 году для расследования всех фактов тяжкого нарушения прав человека в период с 1964 по 1985 гг. президент Дилма Русеф (порт. Dilma Rousseff) создала особую Национальную комиссию правды (порт. Comissão Nacional da Verdade). Официальный отчет о проделанной работе был опубликован 10 декабря 2014 года (ознакомиться можно здесь: www.cnv.gov.br).
В нем подтверждалось, что во время указанного периода 337 членов правительства Бразилии были замешаны в случаях нарушения прав человека, включая незаконные задержания, пытки, сексуальное насилие, казни, насильственные исчезновения и сокрытие трупов противников военного режима. В отчете приведены доказательства того, что в результате действия властей погибли и исчезли 434 человека. Комиссия также пришла к выводу, что число истребленного индейского населения за указанный период превосходит 8350 человек.
Об этой печальной странице бразильской истории написаны сотни книг и сняты десятки фильмов. Те семь, которые мы рекомендуем к просмотру, отличает нестандартный подход режиссеров к данной теме. Политическую обстановку они используют как фон, на котором разворачиваются судьбы героев. Именно их глазами зритель наблюдает за важными событиями страны, о которой мы знаем так незаслуженно мало.
Все фильмы можно найти в открытом доступе в интернете. Приятного просмотра!
- «В том году, когда мои родители уехали в отпуск», реж. Кау Гамбургер (порт. «O Ano em Que Meus Pais Saíram de Férias», Cao Hamburguer) – бразильский фильм 2006 года. Действие происходит в 1970 году: родители-коммунисты 12-ти летнего подростка оставили его на попечение дедушки в Сан-Паулу, сказав, что уезжают в отпуск. К несчастью, дедушка умирает, и мальчик вынужден жить с его соседом-евреем. Режиссер мастерски воссоздает атмосферу 70-х гг., приоткрывая дверь в жизнь обычных семей во времена диктатуры.
- “Козел отпущения”, реж. Эдуарду Коутиньу (порт. “Cabra Marcado para Morrer”, Eduardo Coutinho) Частично документальный фильм рассказывает о жизни Жоао Педро Тейшейра (порт. João Pedro Teixeira), крестьянского лидера в штате Параиба, убитого в 1962 году. Изначально Эдуарду Коутиньу планировал съемки в 1964 году, но с приходом военных к власти их пришлось прервать на целых 20 лет. Помимо истории крестьянских объединений г. Галилеи и г. Сапе (порт. Galiléia e Sapé), зритель становится свидетелем ловкой манипуляции информацией, подаваемой как через официальные источники, так и через бульварные газеты, которые существует и по сей день.
- Документальный фильм реж. Марселу Машаду «Тропикалия» (порт. «Tropicália»), 2012 г., знакомит нас с одноименным культурно-политическим движением, возникшем в 1968 году в Бразилии первоначально как музыкальное течение. Эта взрывная смесь традиционной бразильской музыки с психоделическим роком, фанком, джазом и авангардом стала не просто новым музыкальным направлением, но смешением различных жанров искусства и целым социо-культурно-политическим явлением, .
- «Однажды ночью в 67-м», реж. Ренату Терра и Рикарду Калил, 2010 г. (порт. «Uma Noite em 1967», Renato Terra e Ricardo Calil) – еще один политически острый документальный фильм, который повествуют о финальном дне третьего фестиваля бразильской популярной музыки (Música Popular Brasileira). Подарком для зрителя станут редкие кинохроники времен зарождения тропикалии и песни талантливых бразильских исполнителей, имена которых сегодня вписаны золотыми буквами в историю мировой музыки.
- Документальный фильм “Сладкие Варвары”, реж. Жом Тоб Азулай, 1976 г. (порт. “Os Doces Bárbaros”, Jom Tob Azulay) продолжает тему сопротивления музыкальной общественности в период диктатуры. На этот раз зритель становится свидетелем гастрольного турне группы «Os Doces Bárbaros», состоящей из лидеров движения тропикалии. Также подробно освещаются заключение под стражу одного из них, певца и композитора Жилберту Жила (порт. Gilberto Gil), события, предшествующие аресту, и общественный резонанс, последовавший за ним.
- «День длинной в 21 год», реж. Камилло Галли Таварес, 2012 г. (порт. «O Dia que Durou 21 Anos», Camillo Galli Tavares). В своем фильме-расследовании Камилло доказывает участие правительства США в военном перевороте 1964 года. Помимо сверхсекретных документов, фактически подтверждающих это, он предоставляет зрителям возможность услышать записи разговоров вышестоящих государственных лиц того времени. Два года Белый дом ждал удачного момента, чтобы сместить неугодного им президента Жуана Гуларта (порт. João Goulart). В результате переворота США получили карт-бланш и в течение 21-го года хозяйничали в Бразилии, управляя через марионеточных генералов.
- «Серое утро», реж. Олней Сан-Паулу, 1969 г. (порт. «Manhã Cinzenta”, Olney São Paulo). Короткометражный фильм об уличных протестах конца 60-х гг., снятый в излюбленном бразильцами жанре аллегории. Он может показаться абсурдным, но честно передает реальность тех лет. В результате стечения обстоятельств вскоре после окончания съемок Олнея задержали по подозрению в организации угона самолета. Практически все копии фильма были конфискованы и уничтожены. Рискуя жизнью, директор музея Современного искусства в Рио-де-Жанейро спрятал в его недрах единственную сохранившуюся копию.
Более 30-ти лет прошло с тех пор, как Бразилия вернулась на демократический путь развития. Сменилось несколько президентов, появилась новая Конституция, защищающая свободу мысли и слова. Однако память о тяжелом уроке истории жива, и во многом бразильцы обязаны этим национальному кинематографу.