© petitfute.com

Бразильские художники японского происхождения

В 1908 году в Бразилию прибыли первые иммигранты из Японии, в рамках договора о сотрудничестве, заключенном между странами за 13 лет до этого. К началу Второй мировой войны число приехавших достигло отметки в 190 тысяч. После войны, в 1953 году, поток возобновился. Всего в Бразилию прибыло 250 тысяч японцев, а число их потомков на конец 20 века достигало 1,3 миллиона человек. Эти цифры помогают понять масштаб влияния японской диаспоры на все аспекты бразильской культуры. Большинство иммигрантов, прибывших до 1941 года, не планировали оставаться в Бразилии: они ехали на заработки и надеялись на возвращение. Отчасти по этой причине долгое время община не была полностью открыта и нацелена на интеграцию, японцы сохраняли свою культуру, обычаи и традиции.

Японские иммигранты на кофейной плантации © imigrantesjaponeses.com.br

Прибывающие в Бразилию японские семьи привозили с собой детей: некоторые из них имели художественные таланты и желание их развивать, другие уже прошли обучение рисунку и живописи в Японии. Таким образом, формирование художников из колонии происходило в условиях эстетики японской культуры, но под неизбежным влиянием бразильской художественной традиции. Поначалу работы молодых японцев выставлялись только внутри общины, в сугубо японских клубах, и не были известны за ее пределами. В 1931 году в Сан-Паулу была организована первая публичная выставка художников-иммигрантов из Японии, которая привлекла внимание к искусству японской диаспоры. Выставленные работы имели успех, и уже с 1935 года художники японского происхождения начали принимать участие в Салонах изящных искусств Сан-Паулу. В том же 1935 году несколько художников основывают группу «Сейби», функции которой заключались в обмене опытом между художниками, поддержке начинающих, организации выставок.

Японские художественные традиции, бережно хранившиеся иммигрантами на новой земле, легли в основу творчества первых японо-бразильских художников. Но искусство и культура Бразилии, а особенно яркие краски тропической природы, оказывали сильное влияние на японскую визуальность, делая ее уникальной.

Условно всех художников японского происхождения можно разделить на три группы: тех, кто приехал до Второй мировой войны, с началом которой иммиграция прекратилась из-за участия Японии в войне на стороне противника, тех, кто иммигрировал после войны, и тех, кто родился в Бразилии.

Вот несколько имен художников, которые сумели в своем творчестве не потерять художественные традиции страны своего происхождения и присовокупить к ним культурный опыт новой родины, став достойными представителями бразильского искусства.

Ёшия Такаока (Yoshiya Takaoka) 1909, Токио, Япония – 1978, Сан-Паулу, Бразилия

Одним из первых японских художников, развивших свой талант на бразильской земле, был Ёшия Такаока. Рожденный в Токио, он приехал в Бразилию со своей семьей в 1925 году в возрасте 16 лет. Еще на родине Такаока 4 года учился живописи у японского графика и живописца Шрин Курихара (Shrin Kurihara). Почти сразу после переезда он продолжил свое обучение и к началу 30-х годов уже принимал активное участие в культурной жизни Сан-Паулу. Такаока был среди первых членов группы «Сейбр», а в 1939 году стал первым серебряным призером японского происхождения на ежегодном Национальном салоне.

Ёшия Такаока был мастером акварели. Его виртуозное владение этим материалом несомненно связано с  ранним освоением суми-э, японской техники тушевой живописи. Можно предположить, что и любовь художника к пейзажному жанру родилась еще в Японии – пейзаж является главным жанром суми-э.

Ёшия Такаока. Марина. 1930. Акварель © enciclopedia.itaucultural.org.br

Обучаясь живописи в Бразилии, Такаока перенял европейский подход к построению композиции и выбору сюжетов. Его пейзажи повествовательны и «многословны», в них нет восточной лапидарности композиции. Заполняя все пространство картины объектами, фактурой и цветом, художник отдает дань буйству тропической природы. Он не пользуется пустым пространством в качестве элемента композиции, как то диктует японская живописная традиция. При этом палитра остается сдержанной по насыщенности и лишенной тональных контрастов и состоит из сложных оттенков светлых цветов. Тонально однородная палитра в совокупности с богатством формы мазка очень точно, но своеобразно передают свето-воздушную среду северо-востока Бразилии с его слепящим светом, смелым цветом и жесткими тенями.

Ёшия Такаока. Марина. 1953. Акварель © enciclopedia.itaucultural.org.br

Кроме пейзажа, наиболее часто повторяющийся сюжет акварельных работ Такаоки – лошади. Именно в изображении лошадей раскрывается заложенное в юности мировосприятие человека востока. Лаконичные изображения животных полны динамики, достигающейся всего парой мазков – древнее мастерство каллиграфии и школы Нанга, которая берет свое начало в китайской тушевой живописи. Такаока добавляет в работу яркий плотный цвет, не свойственный традиционной японской живописи начала 20 века. Например, в работе «Лошади» 1966 года краска, кажется, используется прямо из тюбика, минуя палитру, чистый цвет работает на динамику и придает классической манере акварельной живописи новое звучание.

Ёшия Такаока. Лошади. 1966. Акварель © enciclopedia.itaucultural.org.br

Сложно переоценить вклад Ёшии Такаоки в формирование и развитие бразильской живописи 20 века. Оставаясь в стороне от споров между академиками и модернистами, он упорно трудился всю свою долгую жизнь, относясь к живописи как к ремеслу и главной своей задачей считая «создание картины», а также вырастил и обучил многих молодых бразильских художников.

Томи Отаке (Tomie Ohtake) 1913, Киото, Япония – 2015, Сан-Паулу, Бразилия

Томи Отаке за работой © www.institutotomieohtake.org.br

Томи Отаке приехала в Бразилию в 1936 году в гости к своему брату, но не смогла вернуться из-за начавшейся Японско-китайской войны. Позже познакомилась со своим будущим мужем и осталась в Бразилии. Свой звездный творческий путь Томи начала в 1952 году в возрасте 39 лет. В 1953 году присоединилась к группе «Сейби». С самого начала работы участвовала в региональных и национальных салонах искусств, на большинстве из которых завоевывала премии и награды. Ее монументальные скульптуры украшают улицы и площади 27 бразильских городов, сады Музея современного искусства и Художественного музея Мори в Токио.

Томи Отаке. Скульптура на пляже Жозе-Менину в Сантусе, Бразилия. 2008 © REUTERS

Начав свое обучение с фигуративных изображений, Томи очень быстро переключилась на абстракцию. В середине 50-х годов в Бразилии было сильно абстрактное направление в живописи. Товарищи Томи по группе «Сейби», художники Тикаши Фукушима и Манабу Мабе, также работали в этом направлении, но абстрактные полотна Томи намного более сдержанны по форме и содержанию. Мастерское владение цветом и линией вкупе с восточной лаконичностью выделяют ее творчество на фоне широкого бразильского абстракционизма. Как говорила сама Отаке, ее вдохновляли работы Марка Ротко и японские ксилографии укиё-э. «Укиё-э» – быстротечность времени, бренность бытия, а также термин, обозначающий жанр в японской гравюре. Все работы Томи Отаке – о поиске баланса: симметрии и асимметрии, прямой линии и изогнутой, гармонии и дисгармонии, пустоты и материи. Этот поиск – основная тема творчества художницы, ее искусство – это баланс, мост между Бразилией и Японией, оно представляет обе культуры и в то же время находится где-то между, создавая свою собственную вселенную.

Томи Отаке. Морская звезда. С 1985 по 1990 годы находилась в лагуне Родригу-де-Фрейтас в Рио-де-Жанейро, дальнейшая судьба и местонахождение неизвестны. © oglobo.globo.com

Томи Отаке работала не останавливаясь до самой своей смерти. Еще в 2001 году ее сыновья, архитектор Руй Отаке и дизайнер Рикардо Отаке, построили и открыли культурный центр, названый в честь матери, который занимается сохранением и распространением наследия художницы, а также предоставляет огромное количество возможностей для развития искусства и культуры Бразилии.

Ютака Тойота (Yutaka Toyota) 1931, Тондо, Япония

Ютака Тойота. Кинетическая панель «Невидимое пространство III». 2009 © www.yutakatoyota.com

Творчество Ютаки Тойота – еще один пример слияния художественных традиций Японии и Бразилии, в результате которого создается нечто уникальное. В начале 50-х Тойота учился в Университете искусств в Токио, в 58-м переехал в Бразилию, но ненадолго. До 1971 года, когда Ютака получил бразильское гражданство, он переезжает сначала в Аргентину, потом в Милан, затем возвращается в Бразилию.  На протяжении следующих двух десятилетий, работая одновременно и в Бразилии, и в Японии, Тойота завоевывает множество премий на салонах обеих стран: неудивительно, что его работы критики называют поистине интернациональными. Однако бóльшая часть визуальной эстетики Тойоты – подлинно бразильская. Восточный подход к форме, основательный и вдумчивый, который выражается в умении находить предельно простую форму для выражения сложных понятий и чувств, берет свое начало в дзен-буддизме. Но в скульптурах и скульптурных панно Ютаки Тойоты есть динамизм, движение, свойственное бразильскому видению мира. Это движение выражается в том числе в подходе к материалу: полированная сталь и хром бликуют и отражают окружающую реальность, цвет, наложенный на форму, придает ей динамику. Позже Ютака Тойота начинает заниматься кинетическим искусством, сочетая движение света, бликов и отражений на поверхностях своих скульптур с реальным движением их частей.

Ютака Тойота. Пространство бесконечной красоты. 1989. Проспект Паулиста, Сан-Паулу, Бразилия © www.yutakatoyota.com

Сегодня Ютака Тойота живет и работает исключительно в Бразилии, его с полной уверенностью можно назвать представителем бразильского искусства интернационального размаха.

Художественное наследие Томи Отаке, Ёшии Такаоки и Ютаки Тойоты – это всего лишь малая часть того, что дали художники японского происхождения искусству Бразилии. Вклад, сделанный самыми первыми художниками в формирующийся облик бразильской культуры первой половины 20 века, сложно переоценить. И сегодня японо-бразильцы – заметная часть бразильской арт-сцены.

Автор статьи: Наталья Вихрева
Хэштеги:
0 поделились
Предыдущая статья

Меркосур и ЕС – прекрасен их союз

Следующая статья

Пенсионная реформа Темера

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 4 =

[wppb-login] Регистрация