Десять важнейших проектов Оскара Нимейера в Бразилии
За свою долгую жизнь Оскар Нимейер не только наблюдал, как архитектурные стили сменяют друг друга, но и напрямую влиял на процесс. Его знает весь мир, по его проектам построены сотни зданий от Белу-Оризонти до Парижа. Ему удалось то, что не удавалось больше почти никому – стать автором архитектуры целого города. Самое большое количество творческих сил он вложил, конечно, в работу для своей страны.
Самые удивительные, значимые и знаменитые из его работ.
Комплекс в Пампулье. Церковь Франциска Ассизского, Белу-Оризонти, 1945
Комплекс в Пампулье – церковь, яхт-клуб, казино, зал для танцев – был заказан Нимейеру будущим президентом Бразилии Жуселину Кубичеком. Для церкви архитектор применил необычное для ритуального строения решение. Четыре незаконченные арки разной высоты формируют сложный объем с особой пластикой, чувственной и изящной, созвучной бразильской природе.
Здесь начал ярко проявляться синтез искусств, присущий творениям Нимейера. Панно из азулежу с росписью на религиозную тему выполнено в модернистской стилистике художником Портинари. Ландшафтный дизайн сливается с архитектурой: мощение из белого и черного мрамора перед фасадом, обращенным к озеру, проходит через панорамное остекление и продолжается внутри церкви.
Дворец Национального конгресса, Бразилиа, 1960
Когда началось проектирование новой столицы, президент Бразилии Кубичек назначил Нимейера главным архитектором. Главное здание города, Национальный конгресс, спроектировано как лаконичное сочетание простых форм, простое, но выразительное. Огромные чаша и купол из железобетона построены на грани строительных возможностей того времени.
Здание «Копан», Сан-Паулу, 1951
Плавная S-образная форма здания оживляет геометричную ткань города.
Северный фасад отделан бетонными плитами, играющими роль гигантских бриз-солей и защищающими внутренние помещения от солнца. Южный фасад – остекление, украшенное отстоящими объемами лифтовой шахты и лестницы.
Архитектурный объем поднят высоко над улицей на гигантских опорах. Такое решение не дает зданию стать преградой для циркуляции людских потоков, а расположенные там торговые площади обеспечивает зданию окупаемость.
Дворец «Алворада». Резиденция президента Бразилии, Бразилиа, 1958
Одним из первых зданий, спроектированных Нимейером для новой столицы, стала резиденция президента. В плане здание представляет собой вариацию на основе греческого периптера. Изящная форма колонн стала одним из символов Бразилиа.
Дворец «Итамарати». Здание Министерства иностранных дел, Бразилиа, 1966
Здание Министерства иностранных дел – еще один шедевр, созданный для Бразилиа.
Арки несут дополнительную кровлю, которая приподнята над внутренним объемом здания. За счет такого нетривиального для того времени решения появляется комфортная зона на крыше основного объема, на которой, в тени основной кровли, организован тропический сад.
Кафедральный собор, Бразилиа, 1960–1970
Восемь изогнутых ребер формируют купол, сделанный полностью из витражей. Витражи создают внутри волшебные световые эффекты, но они же являются главной проблемой собора – воздух внутри помещения слишком сильно нагревается.
Оригинально и символично организован вход в собор. Чтобы попасть внутрь, нужно пройти по подземному переходу, отделанному черным камнем. Тем сильнее впечатление от залитого светом пространства, которое усиливает белоснежная лестница, ведущая наверх в собор из подземного коридора.
Самбодром, Рио-де-Жанейро, 1984
Подиум для главного народного ежегодного события, карнавала, подарил городу еще один символ – арку на площади Апофеоза. Самбодром вмещает 130 тысяч зрителей и имеет помещения для занятий самбой, расположенные под трибунами и рассчитанные на 15 тысяч учеников.
Комплекс со сложной инженерной конструкцией был возведен всего за три с половиной месяца.
Музей современного искусства, Нитерой, 1991
Форма здания, прозванная в народе «летающей тарелкой», отчасти повторяет проект архитектора для музея в Каракасе.
Эффектность проекту добавляет месторасположение: стоящий на высоком берегу футуристический объем сразу привлекает внимание.
Музей был построен, чтобы разместить вторую по величине в Бразилии частную коллекцию современного искусства бизнесмена Жоау Сатамини.
Музей Оскара Нимейера, Куритиба, 2002
Известный на весь мир «глаз», на самом деле, отдельный павильон, пристроенный намного позже к основному ансамблю музея. «К моему удивлению, трансформация здания, построенного мной много лет назад, не доставила трудностей», – вспоминал архитектор.
На первый взгляд, павильон решает задачи визуального обновления. На самом деле, за реформой скрывается глобальная перепланировка и логистическая оптимизация, после которой музей функционирует более эффективно и экономично.
Концертный павильон Аудиториу Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2004
Парк Ибирапуэра в Сан-Паулу считается важнейшим местом отдыха горожан и одним из лучших парков мира. Нимейер работал над ансамблем парка в разные годы, начиная с середины прошлого века. Здесь расположены многочисленные музеи и проходит знаменитая Биеннале. Простая треугольная форма была выбрана архитектором в пару к уже существующему на той же площади зданию в виде белого купола. Архитектурную свежесть павильону придает причудливая маркиза ярко красного цвета. Частью интерьера стала грандиозная инсталляция художницы Томи Отаке, такая же динамичная по форме и цвету, как и навес над входом.