stock_675844918
© N. Danko

Тема рабства в бразильском кино

В Бразилии институт рабства просуществовал до конца XIX века и был отменен вследствие серьезного международного давления. До сих пор одной из социальных проблем является расовая дискриминация, укоренившаяся в культурных предрассудках за три с лишним столетия существования данного явления. Атавистическое пренебрежение к людям с иным цветом кожи нет-нет да и проснется порою в иных представителях белой расы, несмотря на большие успехи, сделанные страной в рамках движения по «отбеливанию» нации. Людские судьбы, надежды и разочарования, жизненные драмы, связанные с рабством, нашли свое отражение в бразильском кинематографе.

После отмены рабства в Бразилии 13 мая 1888 года чернокожим жителям страны по-прежнему было сложно занять ниши, исконно принадлежавшие белым. Бразильская киноиндустрия, естественно, не могла остаться в стороне от диалога, происходившего в обществе, и переосмысления темы рабства поколениями бразильцев, родившимися свободными людьми, но испытывающими на себе эффект затянувшейся социальной несправедливости.  

Синья Моса

Одним из самых ранних фильмов, посвященных теме рабства, стала картина 1953 года «Синья Моса» (Sinhá Moça), снятая аргентинским режиссёром Томасом Пэйном. Фильм является экранизацией одноимённого романа Марии Дезонне Пашеку Фернандес, опубликованного в 1950 году. Лента повествует о событиях конца XIX века в вымышленном городке штата Сан-Паулу – Араруне, плантаторы которого встревожены участившимися случаями побегов рабов. Более всех обеспокоен полковник Феррейра, вызывающий из охваченного аболиционистскими настроениями Сан-Паулу свою дочь Синью Мосу. Возвращаясь домой, девушка встречает молодого адвоката Рудолфу Фонтеса, сына уважаемого в Араруне врача. Вначале молодые люди проникаются взаимной симпатией, но позже Рудольфу разочаровывает Синью, когда говорит, что защищает рабовладельцев.

© diversao.terra.com.br
Один из восставших против жестокого обращения полковника Феррейры и его управляющего Бенедиту молодой раб Фулженсиу подвергается строгому наказанию. Этот факт провоцирует более серьёзное восстание, которое возглавляет брат Фулженсиу – Жустину. В сензале – жилище рабов – возникает пожар, рабы убегают. Жустину обвиняется в убийстве и предстаёт перед судом, где его защитником неожиданно для всех выступает Рудолфу. Противники рабства, в ряду которых Синья Моса, с большим волнением наблюдают за судом. В это время появляется посланник с известием о том, что рабство в Бразилии отменено. Финальные сцены картины производят поистине потрясающее впечатление.

Фильм собрал большое количество наград, в их числе одиннадцать международных. Среди наиболее значимых: Бронзовый лев Венецианского и Серебряный медведь Берлинского кинофестивалей в 1954 году, а также приз за лучший фильм на фестивале в Гаване и премия католического кино на фестивале в Пунта-дель-Эсте. За великолепно сыгранную роль рабыни Сабины была отмечена актриса Рут де Соуза.

Примечательно, что в фильме Пэйна Синью сыграла жена режиссёра Элиан Лэйдж. Сюжет картины был настолько популярен, что его дважды переносили на экраны в виде теленовелл: в 1986 году в роли Синьи предстала известная в России как «рабыня Изаура» Луселия Сантос, а в 2006 главную роль сыграла Деборе Фалабелле.

Ганга Зумба

Важной вехой бразильского кино стал фильм 1964 года, снятый 23-летним режиссёром движения «Новое кино» Карлусом (Касой) Диегесом, «Ганга Зумба» (Ganga Zumba). Экранизация одноимённой книги Жоау Фелисиу дус Сантуса рассказывает о Ганге Зумбе, лидере негритянского государства беглых рабов Киломбу-дус-Палмарес.

© agenciafebre.com.br
Действие фильма происходит в XVII веке на тростниковой плантации в капитании Пернамбуку. Среди рабов выделяется Антау, выросший на плантации и узнающий, что его умершая мать, вывезенная в юном возрасте из Африки, была королевской дочерью, а ему суждено стать африканским королём Ганга Зумбой. Старый раб Соророба рассказывает ему о спрятанном в горах свободном королевстве Палмарес, образованном бывшими рабами. Король Палмареса Замби потерял сына и хочет, чтобы Ганга Зумба занял место нового лидера. Соророба и несколько других рабов планируют побег с помощью отправленного Замби проводника. Антау идёт с ними, взяв с собой любовницу Сиприану, которая помогает убить надсмотрщика.

По пути беглецы сталкиваются с рабовладельцами с соседней плантации и, вступив в схватку, вынуждены расправиться с ними. Антау щадит только приглянувшуюся ему служанку-мулатку Дандару и берет ее с собой. Достигнув берега реки и не обнаружив лодки воинов короля Замби, беглецы вынуждены строить плот, чтобы бежать от преследования белых рабовладельцев во главе с капитаном Росой. В конце фильма Антау достигает Палмареса, провозглашает себя Ганга Зумбой и на фоне идиллической картины тропического леса, скал и водопадов прогуливается с молодой невестой Дандарой.

В чёрно-белом фильме режиссёр помещает своих героев преимущественно в ночное время суток как во время основного повествования, так и в музыкальных сценах с песнями и капоэйрой. Снятый в 1963 году «Ганга Зумба» не был выпущен на экраны до 1972 года из-за произошедшего в стране военного переворота: фильмы о восстаниях и революциях, имевших место даже в XVII веке, считались политически опасными. Картина стала ярким культурным событием, в ней звучит музыка композитора Муасира Сантоса, а африканские танцы и ритуалы исполнены группой «Сыновья Ганди». Известные музыканты-самбисты супруги Картоло и Дона Зика да Мангейра сыграли эпизодические роли.

Шика да Силва

Следующий фильм Касы Диегеса, обращённый к рабству, – «Шика да Силва» (Xica da Silva) 1976 года. Он представляет Бразилию второй половины XVIII века. Найденные в шахтах Минас-Жерайса алмазы позволяют бразильской знати обогащаться. Аристократ Жоау Фернандес награждён королём Португалии эксклюзивным контрактом на добычу алмазов в Аррайал-ду-Тижуку. Его соблазняет яркая и весёлая молодая рабыня Шика, которую Жоау выкупает и освобождает. Бывшая рабыня начинает блистать в свете и набирать вес в обществе, демонстрируя роскошные украшения и устраивая экстравагантные вечеринки,  а также вызывая ярость у белой элиты. Шика носит роскошные платья и ярко красится, используя белый макияж, чтобы скрыть своё рабское происхождение. Слухи о ней, а также о богатстве ее патрона, доходят до Лиссабона, откуда для расследования направляется ревизор. Жоау Фернандеса вызывают в Португалию, и несмотря на просьбы Шики остаться, он уезжает.

© folha.uol.com.br
Особняк Шики в Диамантине – новое название Аррайал-ду-Тижуку – разрушен мстительными белыми поселенцами, и она вынуждена искать убежище в монастыре, где скрывается её молодой любовник Жозе. Фильм имеет открытый финал: Жозе пытается убедить уязвлённую Шику в необходимости продолжать борьбу за сохранение своего высокого статуса в обществе.

Картина основана на реальных событиях из жизни легендарной рабыни Франциски да Силва де Оливейры – Шики да Силвы (1732–1796), состоявшей более 15 лет в гражданском браке с Жоау Фернандесом и имевшей от него 13 детей. Подобный союз не был необычным для бразильского колониального сообщества, однако отличался продолжительностью, публичностью и привлекал внимание тем, что Жоау Фернандес принадлежал к элите общества и был одним из самых богатых людей того времени.

Жоау и Шика расстались в 1770 году, когда ему пришлось вернуться в Португалию, чтобы вступить в наследство. С собой он забрал четырех сыновей, которые получили в Португалии хорошее образование и заняли высокие должности. Однако старшему сыну было нелегко найти себе спутницу жизни из-за темного цвета кожи, унаследованного от матери-мулатки. Оставшиеся с матерью дочери Жоау Фернандеса также получили лучшее образование того времени. Шика да Силва была признана в обществе и пользовалась всеми привилегиями белых женщин. Будучи принятой, благодаря щедрым пожертвованиям, в религиозных сообществах, ориентированных исключительно на белых людей, она поддерживала социальные связи с мулатами и темнокожими горожанами также через религиозные организации, предназначенные для низших слоев общества.   

Фильм «Шика да Силва» стал самой успешной картиной Диегеса в Бразилии: в первые два с половиной месяца проката его посмотрели более трёх миллионов зрителей. Яркий и провокационный фильм был также хорошо принят прессой. Он получил три приза на фестивале в Бразилиа: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. У выдающейся актрисы Зезе Мотты получилась великолепная героиня – сильная и яркая личность, не только оставившая след в истории, но и оказавшая влияние на борьбу женщин за свои права в современной Бразилии. Образ бывшей рабыни, ставшей «королевой Америк», нашел свое воплощение в одноимённом сериале 1996 года с Таис Араужу в главной роли.

Киломбу дус Паламарес

В 1983 году, спустя двадцать лет после «Ганга Зумбы», возвращаясь к теме борьбы рабов за независимость и Киломбу-дус-Палмарес, Каса Диегес снимает новый фильм, так и назвав его – «Киломбу» (Quilombo). По сути, картина является продолжением истории Ганга Зумбы, начавшейся в одноимённом фильме 1964 года.

© blogspot.com
События картины разворачиваются с 1650 по 1694 год. Ганга Зумба становится королём Киломбу-дус-Палмарес, ему помогают его жена Дандара и преданный друг Акаюба. Обитатели негритянского государства Палмарес пользуются борьбой португальцев с голландцами за контроль над бразильскими территориями и значительно увеличивают свои владения, совершенствуют организацию и повышают обороноспособность.

После изгнания голландцев и установления господства Португалии на крайних северных землях тысячи километров земель киломбу привлекают внимание португальских колонизаторов – бандейрантов. Король Палмареса Ганга Зумба одерживает несколько значимых побед над завоевателями и обсуждает с губернатором Пернамбуку подписание мирного договора. С ним не согласен его крестник и наследник Зумби, он ведёт своих людей в новое сражение. С шеститысячной армией Домингос Жорже Вельу, нанятый губернатором капитании Пернамбуку, выигрывает битву против Киломбу-дус-Палмарес в 1694 году.

В фильме задействована целая плеяда величайших чернокожих актеров Бразилии: Зезе Мотта, Антонио Питанга, Милтон Гонсалвеш, Леа Гарсия и, конечно, Тони Торнаду. Картина «Киломбу» была по достоинству оценена зрителями и критиками, получив премии XXIV Кинофестиваля Картахена в Колумбии и фестиваля в Майями в 1984 году, фильм был также номинирован на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

Круз-и-Соуза

Ярким культурным феноменом стал фильм, снятый одним из самых известных бразильских кинематографистов Сильвио Блэком: «Круз-и-Соуза, поэт изгнания» (Cruz e Souza, o Poeta do Desterro), вышедший в 1998 году. Картина рассказывает о жизни культового чернокожего поэта из Санта-Катарины Жоау Круза-и-Соузы, основоположника символизма в бразильской литературе. 

© jornalggn.com.br
Сын освобождённых рабов Жоау да Круз (1861–1898) получил покровительство и отличное образование в доме своего бывшего хозяина маршала Гильерме де Соузы. У маршала с супругой не было своих детей, и они позаботились об образовании Жоау: он знал французский, греческий и латинский языки, обучался математике и естественным наукам.

В 1881 году Круз-и-Соуза возглавил газету «Народная трибуна», где обличал рабство и расовые предрассудки. Первую книгу «Тропы и фантазии» он выпустил в 1885 году в соавторстве с Виржилиу Варзеа. Позднее поэт уехал в Рио-де-Жанейро, где работал архивариусом на Центральной железной дороге, сотрудничая также с несколькими газетами. В 1893 году он опубликовал сборник «Молитвослов» с поэтической прозой в стиле Шарля Бодлера, позднее – книгу стихотворений «Щиты», тем самым положив начало символизму в Бразилии. В ноябре того же года он женился на Гавите Гонсалвес (в фильме – Гавирия). У них родилось четверо детей, но все они умерли от туберкулёза, что привело к безумию Гавиты.

Сам поэт, прозванный «Чёрным Данте» и «Чёрным лебедем», также умер от туберкулёза в возрасте 36 лет в местечке Куррал-Нову штата Минас-Жерайс и был похоронен в Рио-де-Жанейро. В 2007 году его останки были перевезены в Санта-Катарину и помещены в Исторический музей Флорианополиса.

Фильм Блэка необычно рассказывает историю Круза-и-Соузы. Стихи визуализируются на экране, озвучиваются актёрами и как бы оживают. Поэт предстаёт перед зрителем в ключевые моменты своей жизни. Как отмечал режиссёр, детально изучивший биографию и творческий путь Круза-и-Соузы, чем сложнее была материальная сторона жизни поэта, тем более эфемерным, абстрактным и мечтательным становилось его творчество.

Фильм, как и поэзия «отца бразильского символизма», полон метафор. Социальная изолированность Чёрного лебедя в обществе изображается в виде зажатости между двумя стенами. В картине чётко прослеживается эволюция лирического героя: от переживания социальной несправедливости отдельным чернокожим человеком в первых произведениях до боли за всех темнокожих бразильцев в последующих работах.

Автор статьи: Наталья Москвицова
Хэштеги:
0 поделились
Предыдущая статья

Восклицательные предложения

Следующая статья

Консультации по безопасности от Патрушева

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − десять =

[wppb-login] Регистрация