Искусство из трущоб
Жаркий, тропический бразильский город Рио-де-Жанейро у многих в первую очередь ассоциируется с карнавалом, футболом, шикарными пляжами и, конечно же, опасными фавелами. Они наводят страх на туристов и местных жителей своей бесконечной войной, во главе которой стоит наркобизнес.
Нищета и высокая преступность. То и дело бразильские СМИ сообщают о новых перестрелках, ограблениях, жертвах шальных пуль, убитых полицейских и бандитах. Кажется, этой войне нет ни конца ни края и что никто даже не пытается по-настоящему решить ее.
Однако Рио-де-Жанейро – это не только криминал и хаос, как это преподносит местное телевидение и интернет. Даже в городских трущобах помимо всех проблем есть светлое, чистое и настоящее искусство, освещающее путь и дающее надежду на более благополучное будущее.
Театр-противостояние
Небольшая светлая аудитория, свет приглушен, горит прожектор, направленный на большой белый стол. За ним сидят семь мужчин разных возрастов. Тишина. Режиссер начинает репетицию. Таким я увидела впервые театральный проект CIA Teatral Morrinhо.
Создали коллектив в 2012 году режиссер Алешандре Лаже и художник Сирлан Оливейра. Идеей театрального проекта стало объединение людей в творческую группу, в которой не имеют значения социальный класс, раса, сексуальная ориентация, вероисповедание или образование, важно лишь большое желание творческой деятельности и самовыражения.
Изначальной целью было распространение театрального искусства в фавелах. Впоследствии проект разросся и начал реализовываться в других, социально более благополучных частях города. На сегодняшний день в группе есть участники из совершенно разных районов. Каждый вносит свой вклад, свое виденье, опыт, историю. Стать участником проекта может каждый, главное условие – это осознание того, что проект изначально является противостоянием. Желание участвовать, говорить должно быть очень сильным.
Коллектив не имеет никакой финансовой поддержки ни от государства, ни от префектуры города. Можно себе представить, что бы сотворила эта команда, если бы имела хорошую финансовую поддержку от правительства.
Некоторое время назад участники театральной группы смогли договориться с Музеем Республики и около семи месяцев имели возможность проводить на его территории репетиции, презентации, мастер-классы, занятия по фотографии и пластическому искусству. Они привлекали к себе в студию людей самого разного возраста, достатка и социального положения.
CIA Teatral Morrinhо объединил ребят из таких фавел как Cantagalo, Penha (Vila Cruzeiro), Pereirão, Pereira da Silva. Молодые люди удивляют своим невероятным желанием говорить и менять реальность, с которой они ежедневно сталкиваются. Непрофессиональная театральная труппа, организованная простыми ребятами из фавел, поражает огромной энергией своих участников. То, чему учат на первых курсах театральных институтов, кажется, ими давно уже освоено. Они очень органичны, действенны. Режиссер Алешандре Лаже сознался, что является большим поклонником Константина Сергеевича Станиславского.
Повседневная работа в театральной студии отличается полной включенностью участников в процесс. При этом создается удивительно комфортная спокойная атмосфера. Участники группы предлагают новые идеи, дисциплина соблюдается, но в то же время без лишней напряженности. Все делается в удовольствие. Не каждая профессиональная труппа может похвастаться такими качествами.
Любая фавела наполнена своими проблемами, своей историей, возможностями и ограничениями. В некоторых из них существуют социальные проекты, иногда школах бывают уроки культуры и искусства, знакомящие детей с театром и другими видами искусства. Однако это не является распространенной практикой.
Эту нишу занимают подобные проекты. Без государственной поддержки, но с огромной волей и энергией они борются с суровой действительностью. В фавеле Виджигал, например, уже 30 лет существует театр Nós do Morro, а знаменитая фавела Росинья может похвастаться коллективом Bando Cultural Favelado. Всех их объединяет одно – противостояние реальности, безразличию властей к проблемам города.
Участники театральных групп считают, что важно пробуждать интерес детей к творчеству, поддерживать и развивать этот интерес. У детей нескончаемая энергия, им интересно все новое, они готовы на любую авантюру. Важно насыщать досуг этих детей возможностью активной самореализации, будь то футбол, борьба или танцы. Необходимо направлять энергию в нужное русло, чтобы им хотелось взять книгу, выучить новую роль, вместо того, чтобы брать в руки оружие и работать на наркотрафик. Необходим огромный вклад в образование и культурное развитие, и начинать нужно именно с детей. Недостаточно просто впустить военных в фавелы, это никак не поможет и не изменит ситуацию. Деньги, потраченные на военные операции, лучше вложить в образование и медицину.
Morrinhо project
Поселившись в фавеле Pereira da Silva, 14-летний Сирлан Оливейра и подумать не мог, что его развлечение, простая юношеская забава, перерастет в настоящий творческий проект и туристическую достопримечательность, привлекающую как жителей города, так и туристов из-за рубежа.
В далеком 1997 году, чтобы уйти от жесткой реальности, Сирлан вместе с друзьями начинает строить свои собственные фавелы в миниатюре. В ход шли любые материалы, которые были под рукой. Место для строительства было выбрано наверху фавелы, на небольшом участке тропического леса, где стоял первый дом Сирлана. Инструменты он таскал у своего отца-каменщика. Когда забывал их вернуть на место, получал нагоняй. Ребята строили свой мир, в котором пропадали целыми днями.
Живя среди насилия и процветающего криминала, стычек главенствующей наркогруппировки с полицией, создатели мини-фавелы пытались найти себя в собственном мире. В миниатюрной фавеле у каждого были свои персонажи, для изображения которых служили фигурки LEGO. Были придуманы четкие правила игры. Все должно было быть по-настоящему – если персонаж умер, он выбывает из игры навсегда. Есть возможность начать историю заново, но для этого необходимо создать нового персонажа, и его история начинается с нуля. Из одного района фавелы в другой, например, также нельзя было перелететь по воздуху. Шаг за шагом необходимо было пройти весь путь целиком. Во время игры надо было жить своим персонажем, думать как он, воспринимать непосредственно каждую ситуацию.
Миниатюрные фавелы считались игрой до тех пор, пока два документалиста, Фабиу Гавиан и Маркао Оливейра, не разглядели в этой детской забаве нечто большее, что посчитали необходимым показать миру. Они увидели настоящее искусство, которое не может оставаться незамеченным и которое нужно развивать.
Так родилась идея съемок небольших видеороликов о жизни в мини-фавеле. С 2001 года появились мастерские, где свои игры ребята монтировали в настоящие фильмы. Эти мастерские привели к созданию TV Morrinho. Проект, демонстрирующий жизнь в миниатюрной фавеле, объехал многие города Бразилии и побывал за пределами страны. В общей сложности его имели возможность увидеть жители 15 стран.
В настоящий момент в команде проекта работают его основатели, в их числе Сирлан, на которого юридически оформлена игра, и новое поколение последователей театра в мини-фавеле. В мастерских проводятся занятия с детьми 5–6 лет. Morrinho помогает создать им новую реальность, отыграть свою агрессию, пережить обиды, найти новые, более успешные сценарии решения проблемных ситуаций. Проект меняет отношение к происходящему и дает ресурс для преодоления трудностей реальной жизни.
По словам самого Сирлана, первым делом попадая в игровое пространство мини-фавелы, дети хотят играть в войну, они устраивают перестрелку. Это их действительность. Но задача организаторов проекта, показать, что фавела это не только стрельба, наркотрафик и бандиты с полицейскими. В фавелах есть любовь, есть вечеринки с музыкой и танцами, есть другая сторона жизни. Таким образом через игру дети начинают понимать, что мир может быть иным.
Не все участники остаются в проекте и разделяют его ценности. Есть те, кто покинул мини-фавелу ради преступного мира. Кого-то из тех, кто начинал вместе с Сирланом, уже нет в живых. Оливейра не скрывает, что какое-то время был вовлечен в наркобизнес. По его словам, это было много лет назад, когда появился интерес попробовать себя в качестве бандита. Но он смог продержаться меньше года, после чего ему сказали: «Сваливай, дружок! Это работа не для тебя! Ты создан для другого, ты создан быть лидером, а не быть пешкой в руках наркотрафика». Получив свою последнюю прибыль на этом поприще, Сирлан оставил преступный мир и вернулся к своим маленьким фавелам. Спустя некоторое время поступило предложение о презентации проекта в Европе.
Были в истории мини-фавелы и драматичные моменты. Один раз природа разрушила все, что создавалось годами. Место нахождения инсталляции окружено плодовыми деревьями – манго и жакейра. Был сезон, когда падающие плоды разрушили практически все постройки, которые потом пришлось восстанавливать.
Миниатюрные фавелы действительно очень похожи на настоящие. По ним даже делают свои исследования и работы молодые студенты-архитекторы, так как очень хорошо можно увидеть и понять по какому принципу строятся фавелы, как нужно строить, чтобы избежать оползней во время дождя и учесть специфику местной инфраструктуры.
Важность социального проекта Morrinho сложно переоценить. Подобные проекты способны менять людей, заставлять их по-новому строить свою жизнь, а следственно могут повлиять на изменение актуальной ситуации в городе и в стране в целом. Организаторы проекта уверены, что необходимо говорить с детьми об искусстве. Это очень сильное оружие, и оно гораздо сильнее любой армии и полиции. В Бразилии невероятное количество по-настоящему талантливых людей, которые пока что не всегда находят возможность реализовать себя и встречают поддержку со стороны государства. Привлечение внимания к таким социальным проектам, как CIA Teatral Morrinho и Morrinho project, может дать дополнительный ресурс противостояния наркоторговле и будет вести к оздоровлению ситуации в фавелах в целом.