Женщины в истории Бразилии

В каждом периоде истории Бразилии есть яркие страницы, написанные женщинами. Дочери разных рас, выходцы из разных социальных классов, они зачастую бросали вызов времени, обычаям и собственному окружению, ведя свою войну и создавая свой мир. Мы предлагаем вам познакомиться с некоторыми из этих необыкновенных женщин.

1. Парагуасу или Катарина Бразильская (1495-1583) – первая бразильская семья

Коренная жительница южноамериканского континента Парагуасу (по некоторым данным ее настоящее имя звучало как Гуаибимпарá) была дочерью Тапарика, вождя племени Тупинамбá. Ее судьбу навсегда изменила встреча с легендарным исследователем и колонизатором региона Баийя Диого Алваресом Коррейа, прозванным Карамуру. О его жизни сложено множество историй, и даже его прозвище имеет как минимум две версии происхождения: «сын огня» или «угорь». По одной из версий именно Парагуасу спасла португальца от смерти, не отдав его на растерзание своему племени. Впоследствии она последовала за возлюбленным в Европу, где приняла крещение и с тех пор звалась Катариной Бразильской или Катариной дез Гранж. Эта семейная пара считается первой бразильской семьей. Их четверо дочерей стали женами португальских аристократов-переселенцев и первыми гражданами Бразилии, рожденными в смешанном браке, признанном католической церковью. Катарина помогала мужу в освоении земель региона Баийя, в основании города Сальвадор-де-Баийя, строила церкви и покровительствовала монастырям.

2. Ана Пиментел (1500?-?) – правительница колонии

Ана Пиментел Энрикес Малдонадо – испанская аристократка, которая познакомилась с будущим супругом в момент сопровождения им вдовствующей королевы Элеоноры Португальской (Австрийской) в Кастилию. Впоследствии знатный фидалгу и мореплаватель Мартин Афонсу де Соуза стал одним из первых бразильских колонизаторов. Первое время система португальских колоний в Бразилии представляла собой ряд капитанств: округов, в которых наместники совмещали административную и военную власть. Они контролировали в основном территории вдоль побережья Атлантики, охраняя их от посягательств других морских держав, но не рискуя углубляться во внутренние земли континента, справедливо опасаясь сопротивления местного населения. Когда после четырех лет в Бразилии де Соуза был направлен со следующей миссией в Индию, Ана Пиментел, оставаясь в Лиссабоне, выполняла роль управляющей делами своего супруга в том, что касалось существования колонии. Так, именно она именно она решила развести плантации сахарного тростника на Кубатао и крупный рогатый скот в капитанстве Сан-Висенти (ныне штат Сан-Паулу). Одним из самых смелых ее решений стала отмена приказа супруга, запрещавшего колонистам двигаться вглубь континента, в долину Пиратининга, что позволило активно осваивать регион, который со временем стал самым богатым штатом Бразилии – Сан-Паулу. Как это часто бывает, история сохранила множество подробностей жизни Мартина Афонсу де Соуза, тогда как достижения его супруги остались в тени.

3. Шика да Силва (1732-1796) – освобожденная рабыня

Шика (уменьшительное от Франсиска) родилась от матери-рабыни и португальского военного в регионе Минас-Жераис, где чернокожее население было особенно многочисленным. Сменив нескольких хозяев, от одного из которых у нее родился сын, Шика оказалась у владельца алмазных рудников, одного из богатейших людей Бразилии Жоао Фернандеса. Он освободил Шику, и много лет они открыто жили вместе, что считалось абсолютно скандальным, и стали родителями тринадцати детей, признанных своим отцом и свободных от рождения, что было в те времена большой редкостью. Шика всячески подчеркивала свой новый статус богатой и важной дамы роскошью своих нарядов и интерьеров. Тогда же она взяла фамилию да Силва, распространенную в то время в португальской среде. Несмотря на скандальную репутацию, Шика была вхожа в общество как белых, так и темнокожих жителей региона, и имела влияние в разных кругах. Разумеется, в некоторые дома и церковные собрания вход для нее оставался закрытым, как в силу цвета кожи, так и неоднозначного положения в обществе. Однако Шика была способна на запоминающиеся жесты, как, например, строительство собственной великолепной церкви после того, как ее не пустили в один из приходов только для белых. Когда Жоао Фернандесу пришлось уехать в Португалию, он взял с собой всех детей мужского пола, оставив Франсиску в Бразилии частично управлять его богатствами и обустраивать судьбу дочерей, что удалось ей путем организации их замужеств или отправки в монастыри. По мотивам жизни Шики создано много книг и фильмов, в том числе сериал 1996 года, где впервые в истории бразильского кино главную роль сыграла темнокожая актриса.

4. Мария Китерия (1792-1853) – борец за независимость Бразилии

Мария родилась в семье землевладельцев в регионе Баийя, где проходили одни из важнейших сражений в борьбе за независимость Бразилии. Когда император Педру I провозгласил независимость от Португалии, он призвал всех молодых мужчин пойти добровольцами на фронт. Но в семье Марии не было взрослых братьев, и она, не получив согласия отца, с помощью сестры, отдавшей униформу своего мужа, предстала в войсках под именем рядового Медейроса. Мария приняла участие во множестве сражений бок о бок с мужчинами, проявляя храбрость, инициативу и умелое владение оружием. И даже когда ее обман раскрылся, ей было позволено оставаться в войсках. Вмешательство армейского начальства вынудило ее отца дать согласие на продолжение военной службы. Таким образом Мария стала первой женщиной-солдатом в регулярной армии Бразилии. После обретения страной независимости она оставила армию в чине лейтенанта. Император Педру I вручил ей высшую государственную награду – Орден Южного креста, и подписал по ее просьбе письмо к отцу, с просьбой о прощении. После бурных военных событий Мария смогла вернуться к более привычной для женщины той эпохи стезе жены и матери. Именем Марии Китерии назван Дополнительный Офицерский штаб Бразилии.

5. Анита Гарибальди (1821-1849) – революционерка

Ана-Мария де Жезус Рибейру, более известная миру как Анита Гарибальди, родилась в небогатой семье в бразильской южной провинции Санта-Катарина и была выдана замуж в 14 лет, но брак продлился всего три года. Во время событий, названных впоследствии Войной Фаррапус, ее супруг вступил в имперские войска, тогда как семья Аниты поддерживала республиканское движение. В это же время девушка знакомится с Джузеппе Гарибальди, знаменитым борцом за объединение Италии, который был вынужден бежать в Южную Америку от преследований на родине. Здесь он вступил в борьбу за независимость республики Риу-Гранди против Бразильской Империи. Его знания морского дела оказались бесценными для революционеров, большинство из которых были людьми аграрными. Анита окончательно оставила супруга, присоединилась к повстанцам и лично участвовала в морских сражениях вместе с новым возлюбленным. После поражения республиканцев в провинции Санта-Катарина пара несколько лет жила в Уругвае – единственной стране региона, которая с одной стороны, признала республику Риу-Гранди, а с другой – допускала развод. Джузеппе изначально занимался торговлей и преподаванием, но затем принял командование уругвайским флотом. Здесь же был сформирован знаменитый итальянский легион «краснорубашечников», составленный из соратников Джузеппе, также находившихся в изгнании. В Уругвае чета Гарибальди наконец смогла пожениться. В 1848 году Анита вместе с детьми, мужем и его соратниками отплыла в Италию, где Джузеппе был намерен присоединиться к возобновившейся борьбе за объединение страны. Несмотря на очередную беременность и болезнь, Анита настояла на том, чтобы повсюду следовать за мужем, и в итоге умерла на руках супруга. Ей было всего 28 лет. Ее прах претерпел множество повторных захоронений, сначала по семейным, а затем по политическим мотивам, и в итоге упокоился в Риме под конным памятником, который изваяли уже в эпоху Муссолини. Как и Джузеппе, Аниту называют «героиней двух миров», помня о ее участии в борьбе за свободу на двух континентах.

6. Мария-Томасия Фигейра Лима (1826-1902) – аболиционистка

Мария-Томасия происходила из состоятельной семьи в провинции Сеара. Во втором браке с Франсиску де Оливейра Лима, аболиционистом, горячо поддержала идею отмены рабства в Бразилии. В 1882 году она основала Аболиционистское общество женщин-освободительниц как подразделение Освободительного общества провинции Сеара. Деятельность организации, состоявшей из 22 влиятельных женщин, предполагала освобождение рабов, принадлежащих ее членам, просветительскую деятельность и давление на правительство с целью принятия законов для отмены рабства. В первый же день на посту Марии-Томасии в качестве президента общества 83 рабам были вручены грамоты о свободе. Общество сотрудничало с ведущими фигурами аболиционистского движения в стране и в мире; знаменитый писатель и активист Жозе ду Патросиниу, прозванный «тигром аболиционизма», высоко оценивал деятельность женщин-освободительниц. Они организовывали широкие общественные слушания, публиковали тексты в газетах, общались с местными администрациями – и наконец в 1884 году в результате общественного давления, после множества дебатов и забастовок, Законодательное собрание провинции Сеара первым во всей стране положило конец рабству, за четыре года до «Золотой буллы», отменившей его уже во всей Бразилии.

7. Принцесса Изабел Браганса (1846-1921) – принцесса Бразилии, освободительница

Вторая дочь императора Бразилии Педру II была провозглашена наследницей престола в возрасте 14 лет после ранней смерти своих братьев. В 1846 году сочеталась браком с французским принцем Гастоном Орлеанским, в браке с которым прожила всю жизнь. Несмотря на полученное всестороннее широкое образование, Изабел никогда не стремилась к власти, предпочитая проводить время в типичных для аристократки своего времени занятиях: в семейных хлопотах, походах в церковь, благотворительности, наслаждении искусством и музыкой. Вместе с супругом принцесса совершила несколько поездок в Европу, с визитами ко многим королевским дворам. Желая подготовить дочь к будущим обязанностям правительницы страны, император трижды оставлял ее регентом, совершая длительные путешествия. Несмотря на свою аполитичность, принцесса Изабел сочувствовала идеям аболиционизма: принимала у себя видных лидеров движения, изучала резонансные статьи, прислушивалась к общественному мнению и всегда держала на рабочем столе ветку камелии – символ аболиционистов. Помимо этого Изабел была сторонником радикальной земельной реформы и поддерживала идеи суфражизма. В несколько этапов благодаря деятельности принцессы принимались законы, облегчавшие жизнь рабов и их семей, и наконец во время своего третьего регентского правления она подписала так называемую «Золотую Буллу 1888 года», или «Золотой закон», положивший конец трехсотлетней истории рабского труда в Бразилии. Благодаря этому Изабел стала известна как «Спасительница рабов» и одновременно приобрела злейшего врага в лице земельной аристократии. Всего через полгода после принятия исторического закона, в результате государственного переворота и установления республиканского правления, императорская семья была изгнана из Бразилии. На следующий день после этих событий Изабел написала, что ни о чем не жалеет, и что освобождение рабов стоило потери трона. Бывшая принцесса мирно прожила остаток жизни во Франции, с семьей. Ее останки были перенесены в Бразилию уже в XX веке и захоронены в соборе Петрополиса, вместе с другими членами императорской фамилии.

8. Шикинья Гонзага (1847-1935) – композитор, пианистка и дирижер

Шикинья (уменьшительное от Франсиска) была внучкой рабов: ее отец, высокопоставленный офицер, женился на мулатке, несмотря на сопротивление семьи, и официально признал дочь, изначально рожденную вне брака. Франсиска получила прекрасное образование: помимо традиционной грамоты и катехизиса она изучала математику и иностранные языки, а главное, училась музыке, самостоятельно освоив фортепиано. Уже в 11 лет она написала свою первую песенку. По настоянию отца вышла замуж в 16 лет, но решилась оставить мужа, даже имея троих детей, поскольку он плохо обращался с ней и запрещал заниматься музыкой. Шикинья стала одной из первых женщин в католической Бразилии, добившейся развода, причем дважды: второй брак также оказался неудачным. Разумеется, общество было скандализировано таким вольнодумством, как и тем, что Шикинья, не получив поддержку родительской семьи и потеряв опеку над детьми, решила сделать музыку своей профессией. Чтобы заработать деньги, она давала уроки музыки, играла пьесы для фортепиано в музыкальных магазинах и на праздниках, неизменно придавая известным полькам, вальсам и мазуркам особое, бразильское звучание, что сначала встречало насмешки, а потом обеспечило ее популярность. Дальнейшему успеху способствовали ведущие музыканты эпохи. Португальский пианист Артур Наполеао душ Сантуш помог ей усовершенствовать фортепианную технику и получить первую дирижерскую работу в 1885 году – впервые в бразильской истории женщина дирижировала оркестром в оперном театре. Флейтист Жоаким Антониу да Силва Каладу, который считается одним из основателей бразильского музыкального жанра шору, сочетающего африканские и европейские мотивы, пригласил ее пианисткой в свой ансамбль. Со временем Шикинья все больше сочиняет: ее наследие включает около двух тысяч произведений, в основном написанных для театральных постановок в разных жанрах бразильской популярной музыки. Известность пришла к ней после польки «Atraente» («Завлекательная»), а затем ее праздничный марш «O Abre Alas» («О, раскрой крылья!») стал настоящим гимном карнавалов и исполняется по сей день на ежегодных празднествах. Помимо яркой музыкальной карьеры Шикинья не переставала шокировать консервативную часть общества активным участием в аболиционистском движении: она посещала собрания, передавала освободительным обществам средства, вырученные от продажи своих партитур, выкупала музыкантов и устраивала их на работу в оркестры. В свои 52 года Шикинья познакомилась с шестнадцатилетним португальцем Жуао Баутисту Фернандесом Лаже. Не желая провоцировать очередные скандалы, она изначально представляла его как сына. Их связь продлилась до самой ее смерти. Жуао, взявший фамилию Гонзага, был верным компаньоном в путешествиях и в работе, в частности, помогал в создании «Бразильского союза театральных авторов» – первой бразильской организации, защищавшей авторские права. Шикинья Гонзага дожила до 87 лет. День ее рождения, 17 октября, в 2012 году был объявлен Днем популярной бразильской музыки.

9. Нарсиса Амалия де Кампуш (1856-1924) – журналистка и поэтесса

Нарсиса родилась в семье учителей, ее отец был поэтом и литератором. Она получила хорошее гуманитарное образование, включая иностранные языки и уроки риторики. Всего в 14 лет, когда ее семья жила в городе Резенде в провинции Рио-де-Жанейро, она вышла замуж за художника, который вел свободную и разгульную жизнь. Брак не сложился, через несколько лет Нарсиса оставила супруга. Свою карьеру она начала как переводчица с французского, работая как с художественной литературой, например, с произведениями Жорж Санд, так и с научными трудами и статьями, в частности, работами палеоботаника Гастона де Сапорта. В 1872 году Нарсиса опубликовала свою единственную книгу, сборник стихов «Туманности» (“Nebulosas”). Ее поэзия получила живой отклик у публики, в том числе похвалу от классика бразильской литературы Машаду де Ассиса. Писатель Жоау Песанья Повоа назвал ее «Принцессой букв» в своем отзыве в популярном журнале «Реформа». Однако бывший муж, не простивший супруге расторжения брака, начал распространять слухи, будто она ничего не писала сама, а опубликовала под своим именем стихи своих друзей и любовников, поэтов-мужчин. Часть публики с удовольствием подхватила эти идеи, осуждая свободомыслие поэтессы. Писатель Мусио Тейшейра организовал против нее целую кампанию в прессе, утверждая, что анализ стихов доподлинно свидетельствует о том, что их не могла написать женщина. В 28 лет Нарсиса предпринимает вторую попытку создать семью, вновь неудачную. Два развода, разумеется, послужили ее дополнительной стигматизации в обществе, вынудив ее в итоге уехать из Резенде в Рио. Нарсиса более не делала попыток публиковать книги, зато в 1984 году основала первую газету для женщин «Газетинья». И хотя подзаголовок гласил, что издание «предназначено для представительниц прекрасного пола», там освещались не только вопросы жизни женщин, но и темы национального самосознания и отмены рабства. Нарсиса считается первой профессиональной журналисткой Бразилии. До конца жизни она жила достаточно уединенно, преподавая в школе. Ее поэзия была почти забыта, несмотря на то что некоторые стихи вошли в 1874, 1888 и 1917 годах в «Новый альманах воспоминаний» – сборник португалоязычных текстов, который издавался периодически и имел широкое хождение в Бразилии и Португалии. Книга «Туманности» была повторно издана только в 2017 году усилиями фонда Национальной библиотеки Бразилии.

10. Тарсила ду Амарал (1886-1973) – художница и дизайнер

Тарсила родилась в богатой семье землевладельцев и кофейных плантаторов в штате Сан-Паулу. В юности получила образование в Барселоне, где впервые почувствовала тягу к живописи, затем уже в Сан-Паулу училась ваянию, живописи и рисунку. В поисках новых веяний вновь поехала в Европу и поступила в знаменитую академию Жулиана в Париже, где в 1922 ее работы были представлены на групповой выставке. Благодаря дружбе с художницей Анитой Малфатти по возвращении в Бразилию сблизилась с писателями и художниками, ставшими движущей силой бразильского модернизма в изобразительном искусстве, литературе и театре, такими как писатели Марио де Андраде, Освалд де Андраде, ставший впоследствии ее супругом, и Менотти дель Пиккья. Вместе с мужем путешествовала по Европе и Ближнему Востоку, вновь училась в Париже. В разное время художница испытывала влияние кубизма, сюрреализма и примитивизма, а также, благодаря европейским учителям, обращавшимся к архаике, заинтересовалась бразильскими народными традициями, что побудило ее и супруга совершить множество поездок по Бразилии с целью изучения ремесел, фольклора и местных обычаев. Тарсила и Освалд стали авторами своеобразной философии «антропофагии» (т.е., культурного каннибализма). Они считали, что бразильская молодая культура должна «поглотить и переварить» культуры-предшественницы, будь то наследие коренного населения Южной Америки и Африки, европейская классика или новые веяния – и выработать на основе этого собственный национальный характер и колорит. В один из периодов своей жизни Тарсила примкнула к левым силам в их противостоянии диктаторскому режиму Жетулиу Варгаса, за что была арестована и месяц провела в тюрьме. Самое знаменитое полотно художницы, в котором визуально выражены идеи антропофагии – картина «Абапору» («Людоед») – cчитается самым дорогим произведением бразильского искусства. Ее работы на самые разные темы, будь то популярные праздники, легенды и сказки, новые стройки и индустриализация, пейзажи и портреты – выставлялись прижизненно на многочисленных выставках в родной Бразилии, в США и Европе, даже в СССР, который художница посетила в 1931 году. На сегодняшний день Тарсила ду Амарал считается одной из самых ярких фигур бразильского модернизма.

11. Берта Лутц (1894-1976) – биолог, юрист, политик и феминистка

Берта Лутц, дочь пионера тропической медицины и зоолога Адольфо Лутца и медсестры-англичанки, родилась в Рио-де-Жанейро. Она получила прекрасное образование в Сорбонне на факультете естественных наук и именно там, в Париже, познакомилась с идеями феминизма. Ее научной специализацией были земноводные. Вернувшись в Бразилию, начала работать в 1918 году переводчицей в Институте Освальдо Круза вместе с отцом. В следующем году Берта сдала государственный экзамен и была назначена секретарем Национального музея, преодолев сопротивление части руководства и став в этот момент второй женщиной на государственной службе в истории Бразилии. Позже она получит должность главы отдела ботаники музея и будет занимать ее до выхода на пенсию в 1964 году. В 1928 году Берта решает получить второе, юридическое образование в Университете (ныне Федеральном) Рио-де-Жанейро. Темой своих исследований она избирает место женщины в правовой системе Бразилии. Впоследствии Берта много лет посвящает защите и расширению прав женщин, в особенности права на голосование и на государственное светское образование наравне с мужчинами. Благодаря ей был образован целый ряд организаций и мероприятий, таких как Лига Интеллектуальной Эмансипации женщин, Феминистический конгресс Бразилии, Лига женщин-избирателей, Бразильская Федерация женского прогресса и пр. Она считалась лидером не только бразильского, но и панамериканского феминистического движения. В качестве дипломата представляла Бразилию на многих важнейших международных событиях, в том числе участвовала в подписании Устава Организации Объединенных наций, добившись изменения и уточнения некоторых формулировок, касающихся прав женщин. В 1934 году Берта баллотируется депутатом в Национальный конгресс Бразилии, но занимает этот пост в 1936 году ненадолго – с приходом к власти Жетулио Варгаса парламент был распущен. Берта вернулась к науке, организуя коллекцию своего отца в Институте Освальдо Круза, но не отказалась от общественно-политической деятельности. Она активно участвовала в обсуждениях и преобразованиях не только в отношении прав женщин, таких как равная оплата труда и право на отпуск по беременности и родам, но также боролась с детским трудом и способствовала развитию науки, в особенности биологии, медицины и охраны природы. Именем Берты Лутц названы множество школ и улиц по всей стране, а в 2001 году Сенат Бразилии учредил в честь нее награду, ежегодно вручаемую пятерым женщинам, отличившимся в борьбе за равноправие полов. Научное сообщество также отметило вклад Берты в зоологию: ее имя увековечено в названии нескольких видов земноводных.

12. Карлота Перейра де Кейрос (1892-1982) – медик, публицист и политик

Карлота родилась в Сан-Паулу, там же в 1926 году окончила медицинский университет, фокусируясь на исследованиях раковых заболеваний. В 1928 была назначена руководителем лаборатории в отделении педиатрии медицинского университета Рио-де-Жанейро. В 1929 году правительство Сан-Паулу командирует ее в Европу, для изучения детской диетологии в различных медицинских центрах. В той или иной форме Карлота занималась медициной всю жизнь: была членом Медицинской Ассоциации Сан-Паулу, Национальной академии медицины Буэнос-Айреса в Аргентине, Французской Ассоциации исследований рака и других значимых организаций. В 1950 году основала Бразильскую женскую медицинскую академию. Во время Конституционалистского восстания в Сан-Паулу в 1932 года Карлота организовала и возглавила группу из 700 женщин для оказания помощи раненым, таким образом внося ценный вклад в борьбу за демократические идеалы. Вкус к политической борьбе побудил ее баллотироваться в парламент в 1933 году. Ее кандидатуру поддержали в том числе четырнадцать различных женских ассоциаций Бразилии. В результате Карлота стала первой и на тот момент единственной женщиной-депутатом в стране и важным женским голосом на парламентских слушаниях Учредительного собрания. Своей миссией она считала улучшение положения детей и женщин. Войдя в комиссии по здравоохранению и образованию, она занималась вопросами повышения грамотности, была автором первого проекта по созданию социальных служб, ее стараниями были приняты поправки в законы, позволившие в будущем создать «дом маленьких газетчиков» (организация, занимавшаяся образованием и опекой детей из бедных и неблагополучных семей, названа так в честь малышей, продававших газеты на улицах бразильских городов) и лаборатория детской биологии. Опубликовала ряд публицистических работ, посвященных правам женщин и необходимости их включения во все сферы деятельности общества.  Карлота также приняла участие в написании конституции 1934 года. Переворот 1937 года, когда Жетулиу Варгас распустил парламент, положил конец ее карьере депутата. Однако она продолжала политическую активность, в том числе борьбу за демократизацию страны в период «Нового государства». В честь этой замечательной женщины, ненасильственно сломавшей мужскую гегемонию в политике, а также внесшей значительный вклад в развитие медицины, в ее родном Сан-Паулу названы проспект и школа, а на одной из площадей установлен памятник.

13. Кармен Миранда (1909-1955) – певица и актриса

Кармен родилась в Португалии, но, когда она была совсем ребенком, ее семья переехала в Рио-де-Жанейро. Здесь она росла в богемном квартале Лапа в окружении лучших образцов бразильской самбы. В дуэте с сестрой Авророй они участвовали в радиопрограммах, интерпретируя популярные и традиционные мелодии разных жанров. Так Кармен быстро стала популярной певицей, и различные композиторы стали предлагать ей свои песни. Первый же ее альбом был продан рекордным тиражом в 35 000 копий, а главным хитом стала песня «Там» (“Taí”) авторства Жубера де Карвалью. Пленительная улыбка, драматическая интерпретация песен и неповторимая скоростная артикуляция певицы открыли новую страницу бразильской музыки. А броские и продуманные наряды сделали ее иконой моды и стиля. В русле политики добрососедства – сближения США и Бразилии – Кармен в 1939 году отправляется в Голливуд, где дает концерты и активно снимается в фильмах. В сороковые годы она самая высокооплачиваемая артистка в США, а ее знаковым персонажам становится «байана», после оглушительного успеха песни «Что же такое есть у баийской женщины». Профессионалы отрасли часто критиковали ее за карикатурность образа с огромными тюрбанами, напоминавшими корзины фруктов, за кукольные манеры, за использование элементов мексиканского костюма – но публика всегда любила Кармен. Ее похороны после скоропостижной смерти в 1955 году превратились в настоящее народное шествие, парализовав улицы Рио. Яркая «тропиканка» Кармен Миранада по сей день один из самых узнаваемых за рубежом образов бразильской культуры.  

14. Энедина Алвес Маркес (1913-1981) – инженер

Если гендерные предрассудки во многих странах до сих пор осложняют женщинам учебу и карьеру в технических специальностях, представьте, насколько это было нетипично в сороковые годы ХХ века, в особенности для чернокожей бразильянки. Энедина родилась в многодетной семье в штате Парана, и ее родителям после переезда в город Куритиба из сельской местности повезло встретить дружественно настроенных соседей, которые поддерживали их материально и помогли нескольким их детям попасть в школу. Изначально Энедина получила педагогическое образование и несколько лет работала учительницей, одновременно давая частные уроки и подрабатывая уборкой, чтобы обеспечивать себе возможность продолжать учиться. В 1940 году после окончания подготовительных курсов она поступила на инженерный факультет Университета Парана, став в 32 года первой женщиной-инженером в штате и первой чернокожей бразильянкой, получившей такой диплом. Все ее усилия были вознаграждены успешной работой в государственном Департаменте водных ресурсов и гидроэнергетики штата Парана. Энедина участвовала в нескольких крупных проектах, в том числе в строительстве гидроэлектростанции Капивари-Кашуэйра. Кроме того, она сконструировала ряд зданий Университета штата Парана. Ее имя носит Институт чернокожих женщин Бразилии, а также улица в городе Куритиба. В 1961 году представители ЮНЕСКО взяли у Энедины интервью для исследования о судьбах и успехах потомков бывших рабов.

15. Зилда Арнс (1934-2010) – педиатр и гуманитарный деятель

Зилда родилась в штате Санта-Катарина в семье немецких иммигрантов. Ее братом был кардинал Паолу Эваришту Арнс, известный своим противодействием военной диктатуре в Бразилии. Она получила докторскую степень по медицине в области педиатрии и общественного здравоохранения. Будучи матерью пятерых детей, Зилда рано овдовела и со временем полностью посвятила свою жизнь гуманитарной деятельности, длившейся три десятилетия. Она занималась организацией помощи обездоленным детям, малоимущим и престарелым людям не только в Бразилии, но и во многих неблагополучных странах. Арнс стала основательницей и международным координатором пасторских служб «Пастораль для детей» и «Пастораль для пожилых», которые продолжают действовать и поныне. Эти организации, работающие под патронажем католической церкви, нацелены на борьбу с детским голодом, социальным неравенством и насилием. «Пастораль для детей» ведет работу с бедными и малообразованными женщинами с целью их поддержки и повышения грамотности в области гигиены, здоровья и заботы о детях. Около двух миллионов детей только в Бразилии были охвачены подобными программами благодаря усилиям Зилды. В течение жизни она была удостоена нескольких почетных званий в Бразилии и в других странах, получила или была номинирована на множество наград, в том числе на Нобелевскую премию мира, за свою гуманитарную деятельность. Зилда Арнс погибла в 2010 года во время разрушительного землетрясения на Гаити, где участвовала в конференции по борьбе с детским голодом. Католическая церковь обсуждает возможность ее беатификации.

16. Мария Эстер Буэно (1939-2018) – теннисистка

Мария Эстер Буэно родилась в Сан-Паулу в семье бизнесмена, где теннисом увлекались все, и начала играть в очень раннем возрасте, в 11 лет приняв участие в своем первом турнире, а в 14 лет выиграв не только юниорский, но и взрослый теннисный чемпионат Бразилии. Затем она представляла страну на Панамериканских играх и принимала участие в ряде турниров стран Карибского бассейна, а в 1958 году решила попробовать свои силы в Европе. Здесь она, путешествуя на поездах, одновременно учила языки и выигрывала один турнир за другим. Звездный час наступил через год, когда Мария дважды победила в турнире Большого шлема в одиночном разряде, на Уимблдоне и в США, а в целом она выигрывала их 19 раз на протяжении своей карьеры, в одиночном, женском парном и смешанном парном разрядах. Считалась первой ракеткой мира (среди любителей) в 1959, 1960, 1964 и 1966 годах. Была победительницей Панамериканских игр в 1963 г. В общей сложности, как указывает официальный сайт теннисистки, она выиграла около шестисот турниров всех уровней и стала единственной представительницей Бразилии, введенной в Международный зал теннисной славы в 1978 году. Мария Буэно отличалась элегантным стилем игры. В шестидесятые годы сотрудничала с Тедом Тинлингом, кутюрье и мастером-распорядителем Уимблдонского турнира, создававшим теннисные костюмы специально для нее. После окончания активной карьеры Мария выступала как представительница Международной федерации тенниса на детских чемпионатах мира, была приглашена в состав почётного комитета Кубка Федерации, а также консультировала разные страны по программам развития женского тенниса. В 2006 году начала сотрудничать с бразильским телеканалом SporTV в качестве спортивного комментатора. В 2015 году в честь Марии Буэно был назван центральный корт Олимпийского теннисного центра в Рио-де-Жанейро, построенного к Играм 2016 года.

17. Кристина Ортиз (1950) – пианистка

Кристина родилась в Сальвадоре, штат Баийя, и вскоре проявила себя настоящим вундеркиндом в области музыки: девочка начала осваивать фортепиано в два года, поступила в консерваторию в Рио-де-Жанейро в восемь, а с одиннадцатилетнего возраста уже выступала с оркестром и ездила на гастроли. Участвуя в различных исполнительских конкурсах в Бразилии с неизменным успехом, в пятнадцать лет Ортиз получила стипендию, позволившую отправиться в Париж и поступить там в консерваторию, где ее наставницей стала соотечественница Магда Тальяферро. Параллельно с обучением в консерватории Кристина брала уроки у пианиста Рудольфа Сёркина, ездила на летние курсы в Зальцбург и вновь демонстрировала свое искусство на конкурсах, теперь уже европейских и американских. Так, в 1969 году она стала первой женщиной и первой бразильянкой, выигравшей конкурс имени Вана Клиберна в США – благодаря этой победе она выступила с сольным концертом в знаменитом нью-йоркском Карнеги-холле. Её прозвали «стройным торнадо»: блестящая техника сочетается в ее исполнительской манере с пламенным латиноамериканским темпераментом. Помимо сценических выступлений Кристина Ортиз участвовала в британских телепередачах «Музыкальные вечеринки с Оскаром Питерсоном» и «Музыкальные вечера Андре Превина». За свою карьеру пианистка записала более тридцати дисков, с сольными пьесами и в сопровождении оркестра. В настоящее время она периодически дает мастер-классы в школе искусств Джулиард в Нью-Йорке и в Королевской музыкальной академии в Лондоне, а также порой приглашает молодые фортепианные дарования в свой дом на юге Франции, чтобы поделиться опытом исполнения и понимания музыки. Репертуар пианистки разнообразен: европейские классики и романтики, произведения русских советских композиторов, в особенности Прокофьева, Шостаковича, Рахманинова и Хачатуряна, а также, конечно, творения Эйтора Вила-Лобоса и других своих соотечественников, знакомя с ними публику во всем мире.

18. Ана Кристина Сезар (1952-1983) – поэтесса и переводчица

Ана Кристина родилась в Рио и росла в интеллектуальной передовой обстановке, ее мать была учительницей, а отец социологом и журналистом. По свидетельству родных, она начала сочинять стихи до того, как научилась писать, а в десять лет уже составляла собственные поэтические мемуары. Поэтессу привлекала английская литература и английский язык, в особенности поэзия Эмили Дикинсон и Сильвии Плат. Ана Кристина дважды приезжала пожить в Великобританию, училась в Эссекском университете. В Бразилии она была студенткой гуманитарного факультета Католического универитета в Рио в бурный период окончания политической диктатуры. Творчество Аны Кристины относят к неподцензурной маргинальной поэзии, она считается виднейшей фигурой «поколения мимеографов». В ее стихах и поэтической прозе сильны автобиографические элементы: переосмысленные отрывки писем и дневников. Ее поэзия вовлекает читателя в близкий, интимный контакт. Будучи всегда человеком беспокойным, стремящимся работать как можно больше, Ана Кристина выпустила два сборника «У твоих ног» и «Мягкие перчатки», а в 31 год покончила с собой, выбросившись из окна, что сделало ее образ в глазах поклонников еще более таинственным.

19. Раймунда Путани Яунава (1980) – шаманка народа Яунава

Раймунда Путани Яунава – представительница коренного населения, народа яунава, родилась в резервации в штате Акри. Вместе со своей сестрой Катией получила как стандартное государственное образование, так и обучение в традициях своей культуры. Обе сестры легко говорят на португальском и на языке яунава. Они стали первыми женщинами из своего племени, принявшими участие в тяжелом обучении на роль шаманов-паже. Им пришлось целый год жить в изоляции, есть только сырую пищу и отказаться от воды, заменив ее напитком на основе кукурузы. Так они получили право приобщиться к использованию растения раре мука, ​которое считается священным в этой культуре, поскольку открывает разум для знания и исцеления. Коренные жительницы стали своего рода послами культуры яунава для прочего населения Бразилии. Раймунда Путани получила признание Сената Бразилии за вклад в культурное разнообразие страны и была отмечена дипломом имени Берты Лутц.

20. Дайани душ Сантуш (1983) – художественная гимнастка

Можно смело сказать, что Дайани совершила прорыв в художественной гимнастике для Бразилии. Будущий тренер заметил будущую спортсменку из Риу-Гранди-ду-Сул случайно, во время игры на детской площадке. Она начала заниматься довольно поздно для этого сложнейшего вида спорта, в 12 лет, но уже через четыре года выиграла чемпионат Южной Америки, а в 2003 году в возрасте 20 лет стала чемпионкой мира. До Дайани бразильские художественные гимнастки не участвовали в Олимпийских играх, а в 2004 году команда впервые смогла квалифицироваться для участия в афинской олимпиаде. Душ Сантуш представляла Бразилию в 2004, 2008 и 2012 годах. В 2008 благодаря ее выступлению сборная впервые вышла в финал, но к сожалению, спортсменка ошиблась и заняла лишь шестое место. Она запомнилась своими сольными выступлениями, для которых участвовала в разработке хореографии под звуки бразильской музыки. В честь Дайани Душ Сантуш названы два гимнастических элемента, впервые исполненных ею. Благодаря ей новые поколения спортсменов открыли для себя художественную гимнастику. В настоящее время гимнастка участвует в нескольких проектах, пропагандирующих спорт и изучает физкультуру в университете.

Автор статьи: Мария Федотова
Хэштеги:
0 поделились
Предыдущая статья

Самые красивые женщины Бразилии

Следующая статья

Крупнейшие компании Бразилии в 2021 году

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + 14 =

[wppb-login] Регистрация