Художники бразильского модернизма и Неделя современного искусства 1922

Обложка каталога Недели современного искусства

В феврале 1922 года в Сан-Паулу прошла знаменитая «Неделя Двадцать Второго», как ее называют искусствоведы – фестиваль искусств, ставший поворотным моментом для всей культуры Бразилии, отправной точкой, с которой началась эпоха бразильского модернизма. Помимо выставок новаторской живописи и скульптуры там прошли лекции и концерты, поэтические выступления и театральные показы – все это в новых, зачастую шокирующих форматах. Фестиваль задумывался не только чтобы показать стране и миру новые имена и направления в искусстве, но и с целью прекратить конфликт между молодыми модернистами и Бразильской Академией Литературы, которая возглавляла культурный истеблишмент страны и придерживалась академических традиций. Событие прозвучало как провокационное и противоречивое, многие новаторские и даже радикальные для той эпохи художественные высказывания вызвали сопротивление и негодование как критиков, так и публики. Сами участники в итоге не составили единого культурного движения, расколовшись на несколько направлений и групп. Самыми известными стали «антропофаги» («каннибалисты»), стремившиеся «поглотить и переварить» влияния европейского и североамериканского искусства, с тем чтобы произвести что-то новое на этой плодородной почве, и националисты, искавшие чистые аутентичные источники для создания подлинно бразильского искусства (некоторых впоследствии это привело к радикальным националистским или даже фашистским политическим взглядам). Несмотря на все противоречия и критику, Неделя современного искусства оставила неизгладимый след и по-прежнему является реперной точкой в деле изучении бразильской культуры, а город Сан-Паулу, в то время бывший буржуазным, богатым, но культурно незначительным, превратился в бастион модернизма, в оппозиции к более консервативному тогда Рио-де-Жанейро. В нашей статье мы расскажем о нескольких самых ярких живописцах-участниках «Недели Двадцать Второго», определивших развитие бразильского искусства ХХ века.

Эмилиано Ди Кавальканти (1897 — 1976)
Уроженец Рио-де-Жанейро еще в юности переехал в Сан-Паулу, отказавшись от карьеры юриста. Он начинал как книжный иллюстратор и карикатурист, а в 1922 году стал одним из организаторов Недели современного искусства. За свои симпатии к коммунистической партии подвергался преследованиям и дважды оказывался в тюрьме. Подолгу жил в Европе, был знаком с Матиссом и Пикассо. Хотя Ди Кавальканти в разное время испытывал явное влияние кубизма, символизма и европейского экспрессионизма, со временем он стал одним их самых узнаваемых бразильских художников, изображая в своей яркой цветастой манере характерных персонажей и жанровые сцены: карнавал и самбу, обитателей фавел и рыбацких деревушек, мулаток и рабочих. Его самые известные работы: «Самба», «Пятеро девушек», «Цыгане», «Рыбацкая деревня», «Мулатки», «Карнавал».

Анита Малфатти (1889 — 1964)
Будущая художница родилась в Сан-Паулу и с детства страдала атрофией правой руки, приучившись работать левой. Изначально обучалась живописи у своей матери, а затем поступила в Берлинскую академию искусств в поисках новых идей. Здесь на ее творчество огромное влияние оказал немецкий экспрессионизм, художественное течение, предлагавшее выражать эмоции, не боясь исказить формы и пропорции и используя непривычные цветовые сочетания. Анита стала первой художницей, познакомившей бразильскую публику с идеями экспрессионизма, вначале на персональных выставках, а затем на знаменитой «Неделе Двадцать Второго». Ее работы вызвали шквал критики, но парадоксальным образом это послужило их популярности. Статья «Паранойя или мистификация», вышедшая во время Недели современного искусства, в попытке разгромить новшества стала топливом для их развития. В произведениях Мальфатти ярко проявились основные новаторские приемы: динамика, напряженность, широкий мазок, уход от традиционной светотени, свободная композиция. Ее произведения находятся во многих музеях и коллекциях современного искусства, среди них «Русская студентка», «Человек семи цветов», «Дурочка», «Желтый человек», «Женщина с зелеными волосами».

Висенте ду Регу Монтейру (1899 — 1970)
Художник, скульптор, дизайнер и поэт родился в бразильском штате Пернамбуку, в юности учился в Париже в нескольких художественных академиях и мастерских и затем в течение жизни подолгу путешествовал и жил в Европе, периодически возвращаясь в Бразилию. Сблизившись с бразильскими модернистами, в особенности Ди Кавальканте и Тарсилой ду Амарал, выставил на Неделе современного искусства несколько своих работ, однако сам не присутствовал на событиях фестиваля. Несмотря на связи с Европой, ду Регу Монтейру в течение всего художественного пути исследовал национальные бразильские мотивы, в том числе религиозные сюжеты и культуру коренных жителей. В его живописи ощущалось влияние скульптуры: тела его персонажей всегда могучи и выпуклы. Во второй половине жизни художник много преподавал живопись и дизайн в бразильских школах и университетах. Среди его известных работ – «Ремесленник», «Женщина с курицей», «Лучник», «Пьета».

Джон Грац (1891 — 1980)
Уроженец Швейцарии, получивший там же художественное образование, оказался в Бразилии волей судьбы: познакомился с будущей супругой во время учебы в Женевской школе искусств и приехал вместе с ней в Сан-Паулу. Здесь, благодаря дружбе с писателем Освальдом де Андраде, он знакомится с представителями художественной и интеллектуальной общественности. В 1922 выставляет свои работы на знаменитом фестивале. В 1932 году становится одним из основателей Сообщества деятелей современного искусства SPAM. Больше всего Грац известен благодаря своей работе дизайнера и декоратора, определившей облик многих роскошных резиденций Сан-Паулу, где он придумывал и контролировал всё от росписи стен до дизайна и производства мебели. Считается, что именно он познакомил бразильскую элиту со стилем ар-деко. Среди его известных живописных работ – «Квинтет», «Магия» и «Амазонки».

Двое следующих художников, хотя и не выставлявшие свои работы на «Неделе Двадцать Второго», считаются видными фигурами бразильского модернизма.

Освалду Гоелди (1895 — 1961)
Еще один швейцарец по происхождению, Освалду Гоелди родился в Рио, вырос в Белене и в молодости учился на исторической родине в Швейцарии, в Берне, а затем в Женевской школе искусств. Однако творчество в рамках академической среды угнетало его, и он не закончил формальное образование, предпочитая индивидуально учиться у нескольких художников. В это время помимо живописи Гоелди осваивает искусство ксилографии, которое в дальнейшем с большим успехом применяет в деле книжной иллюстрации, благодаря которой он наиболее известен в Бразилии и в мире. Интересно, что среди прочего он создавал иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского. Уже после возвращения в Бразилию Гоелди сближается со многими яркими фигурами бразильского модернизма, среди которых Ди Кавальканти, Анибал Машаду, Рональд де Карвалью. Художнику принадлежит цитата: «Каждая линия [гравюры] – это кусочек нерва, содержащий всю страсть варварского сердца». Его работы хранятся во многих коллекциях современного искусства Латинской Америки и Европы; среди самых известных – «Вор», «Рыбаки», «Дождь».

Исмаэль Нери (1900 — 1934)
В жилах художника, эссеиста, поэта и философа Исмаэля Нери текла кровь бывших чернокожих рабов и коренных жителей Южноамериканского континента, но несмотря на такое происхождение он никогда не увлекался идеями национализма или изображениями аутентичных бразильских сюжетов. Он учился сначала в Национальной школе искусств в Рио, а затем в знаменитой Академии Жюлиана в Париже, где испытал сильнейшее влияние сюрреализма, кубизма и экспрессионизма. Его любимой темой всегда было изображение человека: его тела, облика, характера. Художник умер совсем молодым, заразившись туберкулезом. Его работы были большей частью забыты вплоть до шестидесятых годов, когда они были включены в программу Биеннале Искусств в Сан-Паулу, а затем представлены на нескольких именных выставках. Самые известные из них – несколько автопортретов, а также «Адалжиса (Портрет жены художника)», «Влюбленные», «Жажда любви», «Женская фигура».

Автор статьи: Мария Федотова
Хэштеги:
0 поделились
Предыдущая статья

De mal a pior

Следующая статья

De braços dados

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × четыре =

[wppb-login] Регистрация