Вехи бразильского искусства
Искусство Бразилии уходит корнями в незапамятные времена, о которых нам напоминают археологические памятники доколумбовой эпохи. После прибытия европейцев культура, включая изобразительное искусство, переживала, впитывала и поглощала множество влияний, приобретая уникальное многообразие, которое в настоящее время продолжает быть источником вдохновения для художников и ценителей.
Доисторическое искусство
Первые художественные высказывания были сделаны коренными обитателями южноамериканского материка еще 15 тысяч лет назад. На территории нынешней Бразилии находится множество пещер с наскальными рисунками, прежде всего на севере и северо-востоке страны, в штатах штатах Парá и Пиауи́. Наиболее известен национальный парк Серра-да-Капивара, созданный по инициативе археолога Ньеде Гидон, которая в конце ХХ века обнаружила здесь богатейшее наследие доисторических времен, превосходящее по масштабу и древности все аналогичные находки Нового света. Давние обитатели этих мест использовали кровь животных, растительные пигменты и минералы, чтобы изобразить на камне и кости природные и астрономические явления, животных, различные символы и даже свои видения. Отдельно интересны сцены, свидетельствующие о борьбе древнего человека с зачастую враждебной природой, где фигуры ярки и полны экспрессии. Помимо несомненной художественной и исторической ценности наскальные рисунки стали источником важнейшей информации для археологов, палеонтологов, этнографов и историков всех видов. Наскальная живопись охраняется государством и научными институтами; туристический осмотр контролируется с целью предотвращения вандализма или нанесения урона по неосторожности.
Искусство коренных народов
До прихода европейцев на территории нынешней Бразилии проживали порядка пяти миллионов человек, относящихся ко множеству разных племен и народностей. К сожалению, большая часть коренного населения погибла от прямого насилия, болезней или вытеснения из традиционных мест обитания: в настоящее время его численность по разным оценкам составляет от пятисот до семисот тысяч человек. Многие из них живут в труднодоступных лесных регионах и сохраняют традиционный уклад жизни, благодаря чему мы имеем представление о богатстве их искусства, которое в основном относится к декоративно-прикладному и ритуальному. Керамические сосуды завораживают ритмичными геометрическими узорами и лаконичной цветовой гаммой, фигурки животных выразительны, а более всего запоминаются антропоморфные и зооморфные сосуды. Многие культуры используют маски, выполненные в самых разных техниках: резьба по дереву, керамика, плетение. Эти изображения духов и божеств чаще всего используются шаманами в различных церемониях. Нельзя не отметить традиционные яркие ткани ручной работы, прихотливые плетеные изделия из нитей, веревок и ветвей, головные уборы, в особенности плюмажи из ярких перьев тропических птиц – и присущее многим племенам искусство уникальных нательных рисунков.
Бразильское барокко
Стиль барокко появляется на новом континенте в XVII веке под влиянием колонизаторов, особенно католических миссионеров. В Европе он развивался в русле движения контрреформации, когда католическая церковь стремилась вернуть потерянное во многих странах идеологическое и политическое влияние. Мы узнаем этот стиль по богатству и вычурности форм, а также по важности религиозной составляющей. Поэтому прежде всего известны барочные церкви и соборы, религиозные скульптуры и живопись, хотя стиль также проявлялся в гражданской архитектуре, в музыке и литературе. В Бразилии яркие произведения эпохи колониального барокко можно увидеть в городах штата Минас-Жерайс и на северо-востоке страны. А самым знаменитым творцом по праву считается архитектор и скульптор Антониу-Франсишку Лишбоа, известный как Алейжадинью, жизнь которого овеяна легендами. В бразильской литературе барокко представлено, например, произведениями Грегориу де Матуша и Падре Антониу Виейра.
Бразильский модернизм
Под влиянием множества изменений и шокирующих событий, потрясших мир в начале XX века, во многих странах формируются новые художественные течения и высказывания, отражавшие идеи, поиски и чаяния человечества. В Бразилии знаменательным событием и отправной точкой того, что впоследствии назовут бразильским модернизмом, стала Неделя современного искусства 1922 года, которая открыла новые перспективы для литературы, изобразительного искусства и театра. Фестиваль прошел в Сан-Паулу и собрал вместе бразильских художников, писателей и интеллектуалов. Впоследствии пути их разойдутся: некоторые будут искать вдохновение исключительно в культуре самой Бразилии, другие, стремясь переосмыслить культурное наследие старой Европы и новые художественные течения, назовут себя «антропофагами»-поглотителями, третьи примкнут к европейским авангардным кругам экспрессионистов, кубистов и футуристов. Среди основных идей и художественных приемов, которые были обозначены на Неделе 22-го, как ее называют, можно выделить борьбу с традиционализмом и академизмом, юмор и непочтительность, призыв к свободе творчества и выражения, допущение разговорной речи в театральных пьесах и верлибра в поэзии. Среди множества ярких имен бразильского модернизма можно назвать композитора Эйтора Вила-Лобос, писателей Жоржи Амаду и Освалда де Андраде, художников Эмилиану ди Кавальканти, Тарсилу ду Амарал, Аниту Мальфатти. Помимо прочих новаторских моментов, с этой поры особенно заметным становится присутствие женщин в культурном и общественном пространстве.
Cовременное искусство
Как и во всем мире, современное искусство Бразилии отражает изменения и тенденции, волнующие общество, зачастую принимая форму острой социальной критики. Оно начало набирать силу еще в 60-х годах ХХ века, когда диктатура диктовала правила во всех областях жизни, в том числе посредством цензуры. Мотивируемое изменениями в обществе, особенно как форма социальной критики, современное бразильское искусство набрало силу в 1960-80-х годах, в период, когда военная диктатура стремилась контролировать различные сферы жизни, в том числе посредством цензуры.
Движение «неоконкретистов» стремилось уйти от чистого рационализма, многие художники начали создавать более интуитивно понятные работы, а также ценить близость к публике, увеличивая взаимодействие со зрителем. Их часто называют пред-концептуалистами. Постепенно, в том числе их стараниями, традиционализм был оставлен в стороне, освобождая место для новых творений, в которых использовались самые разные техники и методы, в том числе фотография, компьютерные технологии, поп-арт и уличное искусство, прежде всего граффити.
О граффити стоит сказать отдельно. Если поначалу они воспринимались исключительно как вандализм, портящий облик городов, со временем они завоевали свое место не только на стенах зданий, но и в сердцах их жителей, в свою очередь, становясь более осмысленным, продвигая определенные идеи или задавая вопросы. Сегодня многие граффити признаны полноценными произведениями искусства. Многие бразильские художники этого направления известны за рубежом, например, «Близнецы» (Жемеос), Краниу, Кобра и многие другие. Портретом балерины Майи Плисецкой в версии Эдуардо Кобры можно полюбоваться в самом центре Москвы.