Отношения между Бразилией и США
Взаимоотношения между южноамериканским гигантом и США не назовешь простыми. Периоды противостояния и конкуренции сменяются стремлением к сотрудничеству, после которого вновь приходит отчуждение. Два государства никогда не находились в открытой конфронтации, но и от дружественных отношений на равных чаще всего были далеки.
США были первым государством, открывшим консульство в Бразилии в 1808 году, после переезда в Рио-де-Жанейро португальской королевской семьи. Отношения, однако, вышли на особый уровень только к началу Второй мировой войны, когда Вашингтон стал главным торговым и инвестиционным партнером Бразилии. Североамериканцы также оказывали серьезное влияние на внутреннюю и внешнюю политику южан, следовавших строго в «фарватере» интересов Вашингтона.
Ситуация заметно изменилась в эпоху Жетулиу Варгаса – президента Бразилии с 1930 по 1945 год и с 1951 по 1954 год. Бразилия демонстрировала стремление к большей независимости, которой отчасти удалось достичь посредством целого комплекса внутри- и внешнеполитических решений. Одновременно США стали отводить Бразилии второстепенную роль, поскольку прямой «коммунистической угрозы» в этой стране они не видели, но были вовлечены в крупные конфликты в других частях мира (например, в войну на Корейском полуострове), что вынуждало расставлять приоритеты.
В годы после Жетулиу Варгаса Бразилию заметно бросало из стороны в сторону. Колеблясь между прагматизмом, неприязнью и приязнью к Вашингтону, Бразилия провела практически десять лет. В 1964 году военный переворот на некоторое время поставил точку в этом вопросе, поскольку привел к власти сторонников взаимодействия с Вашингтоном. Кстати, существует версия, что американцы приложили руку к смене режима, слишком «полевевшего» к середине 60-х годов. В пользу этого говорит и мгновенное признание Вашингтоном нового правительства и выделение ему финансовой помощи.
Впрочем, режим военной диктатуры не всегда слепо следовал за североамериканским партнером. Среди основных вопросов были ядерные амбиции Бразилии, развитие отношений с СССР и некоторыми другими коммунистическими странами, а также присоединение Бразилии к G-77 (организация развивающихся стран под эгидой ООН).
Падение военного режима и демократизация конца 80-х – начала 90-х годов ознаменовались потеплением в отношениях с Вашингтоном. Бразилия сделала ряд серьезных уступок, однако не дождалась ответных шагов от США. Экономический рост и осознание собственной значимости для региональной и международной политики в 2000-е годы сделали позицию Бразилии в двухсторонних отношениях более устойчивой, уверенной и довольно прагматичной. На первый план вышли национальные экономические интересы, вопросы инвестиционного и торгового сотрудничества.
США болезненно восприняли потерю первенства на бразильском рынке, однако не планировали сдавать позиции. В период президентства Дилмы Русеф, с 2011 по 2016 год, отмечалось заметное похолодание в отношениях. В 2013 году Русеф даже отменила первый за 20 лет государственный визит в США из-за скандала с американской «прослушкой». Он разгорелся, когда Эдвард Сноуден предал огласке данные о секретных разведывательных операциях АНБ по всему миру, в частности, информацию о прослушке телефонных разговоров и чтении электронной почты бразильских топовых чиновников и бизнесменов, включая и саму Дилму.
Относительно низкий уровень взаимодействия сохранялся до импичмента Русеф в 2016 году, когда преемницу Лулы да Силва сменил в президентском кресле Мишел Темер. Именно с ним связывали возможную перезагрузку в отношениях, и сегодня можно констатировать, что определенные успехи на этом направлении действительно были достигнуты. Впрочем, отчасти это результат прагматизма предыдущей администрации. Дилме Русеф в 2015 году удалось заложить основу будущей перезагрузки своим визитом в Вашингтон, где ее более чем радушно принимал Барак Обама, высоко оценивший работу президента и уровень демократизации Бразилии.
На современном этапе Бразилия и США демонстрируют больше общих интересов в экономической сфере, нежели в любой другой. В сущности, именно торговля и инвестиции выступают двигателями двусторонних отношений. США – второй по объему торговый партнер Бразилии, в 2016 году товарооборот составил 46 млрд долл. США. Также США занимают лидирующее место по показателю прямых иностранных инвестиций – 65,3 млрд долл. США в 2015 году. Хотя в 2015–2016 годах наблюдался общий спад взаимной торгово-экономической активности, самое существенное сокращение пришлось на прямые бразильские инвестиции в США, которые составили 431 млн долл. США в 2015 году. Это на 70% меньше, чем в 2014 году.
Не последнюю роль в замедлении сотрудничества сыграли ухудшившаяся экономическая обстановка и политическая нестабильность в Бразилии. Так или иначе, на совместных планах по дальнейшей интенсификации торговых контактов это пока никак не сказывается. В перспективе совместные инфраструктурные, технологические и телекоммуникационные проекты, а также военно-техническое сотрудничество.
Отношения между Бразилией и США по-прежнему не лишены противоречий, большая часть которых лежит в плоскости политики. Две крупнейших экономики двух Америк словно были созданы для того, чтобы бесконечно искать баланс между сотрудничеством и конкуренцией. При всем обилии противоречий отметим две основные линии противостояния.
Прежде всего, остро стоит проблема борьбы за влияние на латиноамериканском пространстве в целом. Бразилия видит себя выразителем интересов региона и готова это право отстаивать. Однако конкурировать с США ей очень непросто. Вашингтон много лет был главным, или первым среди равных, партнером подавляющего большинства государств Латино-Карибской Америки и сохраняет немалое влияние на политику в Южной и Центральной Америке. Его роль и значение, безусловно, падают, однако это происходит медленнее, чем, возможно, хотелось бы Бразилии. США задействованы в экономическом пространстве сообщества стран Латино-Карибской Америки, и здесь бразильцы даже в «жирные годы» мало что могли противопоставить американцам. В нынешней же затянувшейся рецессии с признаками вялого оживления об экономической экспансии и вовсе говорить не приходится. Чего, кстати, не скажешь об экономике США, которую уже не раз «хоронили», она же пока что живее всех живых.
Вторая большая проблема заключается в нежелании США видеть в Бразилии серьезного партнера. Высокомерие и пренебрежение слишком отчетливо просматриваются в отношении Вашингтона к южноамериканскому гиганту, что вызывает в Бразилиа растущее раздражение. В 2013 году во время скандала с прослушкой Дилма Русеф требовала от Барака Обамы публичных извинений – жеста, скорее, символического и простого – но так и не дождалась. Практически весь внешнеполитический дискурс США по Бразилии носит характер «кнута и пряника», каждый раз напоминая бразильцам, что в этих отношениях они в лучшем случае младшие братья, а скорее – условные политические дети, которых хвалит или ругает «большой дядя» с другой части Америки. Представляется, что в дальнейшем эта ситуация может усугубиться, особенно учитывая откровенно недружественный настрой Дональда Трампа по отношению к латиноамериканцам.
Взаимоотношения Бразилии и США находятся в постоянном движении от конкуренции и противостояния к сотрудничеству и обратно к конкуренции. В каком-то смысле это можно считать историческим маятником, и ясно, пожалуй, только одно: эти два государства никогда не были открытыми непримиримыми врагами, но и искренними друзьями их тоже назвать никак нельзя. С большой вероятностью, состояние «и не друг, и не враг» продолжит определять отношения между Бразилией и США.