Особенности бразильской партийной системы

В российских новостных лентах все чаще можно увидеть сообщения о Бразилии, что неудивительно, ведь латиноамериканский гигант, еще несколько лет назад демонстрировавший впечатляющий рост на всех направлениях, сегодня переживает не самые простые времена. Мелькают имена политиков, бизнесменов, названия партий и общественных организаций, а также детали многочисленных громких антикоррупционных расследований. Во всем этом непросто разобраться, случается, что даже крупнейшие российские издания политической и бизнес-направленности допускают неточности в описании происходящего в странах Латинской Америки в целом и Бразилии в частности. В такой ситуации важно понимать, как устроена бразильская политическая система, каковы механизмы ее функционирования и кто творит политику в этом значимом для региональных и международных процессов государстве. Настоящая статья – первая из цикла публикаций о политической системе Бразилии – расскажет о партийной системе, представляющей собой один из столпов современной бразильской политики.

Зачастую политологические тексты о партийных и избирательных системах изобилуют стандартными терминами, которые при этом не дают понимания того, на что в действительности похожа партийная панорама того или иного государства. Наша задача – пояснить, в чем на практике выражаются, казалось бы, «сухие» формулировки, что за ними стоит и как это влияет на политический процесс в современной Бразилии. Безусловно, невозможно в рамках одной статьи рассказать обо всех особенностях законодательства и политических практик, однако постараемся выделить основные. Одновременно оговоримся, что партийная система напрямую связана с избирательной, а значит, некоторые ее характеристики происходят из электоральной среды.

Многопартийность

При всей очевидности, термин требует некоторого пояснения. Для огромного количества стран многопартийность является основополагающим принципом партийных систем, однако важно понимать, что конкретно бразильская многопартийность – это не то же самое, что, например, многопартийность в Испании или в России. В Испании при огромном количестве партий наибольшее влияние имеют только две – Испанская социалистическая рабочая партия и Народная партия, создающие условный «неидеальный бипартизм». В России же при значительном числе зарегистрированных организаций доминирует одна крупная – «Единая Россия». Бразильский вариант отличается бóльшим количеством политических тяжеловесов, что делает партийную панораму Бразилии в каком-то смысле более сбалансированной, хотя, разумеется, количество крупных игроков в условиях многопартийности на практике может не говорить ни о чем. Сейчас, согласно реестру, в Бразилии зарегистрировано 35 партий.

Идейные платформы партий

Идейные платформы партий формируются в Бразилии на основе принципа политического плюрализма. За этой формулировкой стоит наличие в государстве партий и движений разных идейных/идеологических направленностей. Хотя деление на «правых» и «левых» в XXI признается уже не всеми исследователями партийных систем, для лучшего понимания мы будем использовать именно его. В Бразилии существуют «правые» (партия «Демократы»), «левые» (Партия трудящихся, Коммунистическая партия), «правоцентристы» (Бразильская прогрессивная партия) и «левоцентристы» (Социалистическая народная партия). Есть даже партии, чью идейную принадлежность определить непросто, поскольку внутри организации слишком много разнонаправленных течений. К последнему типу можно отнести тяжеловеса бразильской политики – Партию бразильского демократического движения (PMDB), хотя в последнее время она все же тяготеет к правому центру.

Партийное финансирование

Для всех партийных систем имеет большое значение, как финансируются партии, и Бразилия – не исключение. В этой латиноамериканской стране вопросы партийного финансирования регулируются как с помощью широко применимых подходов, так и посредством собственно бразильских институтов. К первым можно отнести традиционные взносы от сторонников партии и такой же уже традиционный запрет на финансирование партий иностранными физическими и юридическими лицами. Собственно бразильский опыт заключается в создании Специального фонда финансовой помощи политическим партиям. Как отмечает известный бразильский правовед Торквато Жардинь (Torquato Jardim), целью Фонда было создание транспарентного способа финансирования партий. Резервы этой организации формируются за счет нескольких источников, включая, например, поступления от штрафов и пени за нарушение избирательного законодательства, а также дотации из бюджета страны. Дотация, что интересно, распределяется следующим образом: 1% делится в равных частях между всеми зарегистрированными партиями, а остальные 99% – между партиями, имеющими места в Палате депутатов в соответствии с количеством голосов, полученным на последних выборах. Кроме того, важно отметить, что в бразильской системе выдвигаются очень высокие требования к финансовой отчётности партий, порядок и форма которой строго регламентирована законодательством о партиях и выборах.

Отсутствие электорального барьера. 

Электоральный (заградительный, избирательный) барьер служит своеобразным фильтром, не допускающим не набравшие достаточно голосов партии к распределению мест в парламенте. Этот процентный барьер существует во множестве стран, включая Россию, и может быть разных видов, однако случай Бразилии – это как раз про его отсутствие. Что это значит на деле? На деле это означает высокую идейно-политическую фрагментацию в парламенте Бразилии: например, сейчас в Палате депутатов бразильского Конгресса представлены сразу 22 партии (включая два блока из нескольких партий).  При таком количестве участников процесс принятия решений может быть затруднен, не говоря уж о том, что миноритарные партийные фракции вынуждены искать более влиятельных союзников. Впрочем, на подобную практику есть и другой взгляд: она способствует укреплению принципа политического плюрализма. Интересно, что изначально процентный барьер был заложен в избирательную систему, однако впоследствии был признан неконституционным и на практике не применялся. Дебаты о введении заградительного барьера на выборах в нижнюю палату продолжаются уже много лет, однако единства по этому вопросу по-прежнему нет. 

Сочетание пропорционального и мажоритарного принципов выборов.

В Бразилии сосуществуют мажоритарная и пропорциональная системы выборов, применяемые для разных типов выборных должностей. Нижняя палата парламента – Палата депутатов – избирается по пропорциональной системе с открытыми списками, в то время как верхняя – Сенат – а также президент и вице-президент, мэры, губернаторы выбираются по мажоритарной системе («победитель получает все»). Такое сочетание характерно далеко не для всех стран, и это делает бразильскую модель особенной. На практике это в очередной раз способствует «коалиционности», диктуемой большим количеством игроков, ни один из которых не может получить всю полноту власти.

Для, условно говоря, закрепления пройденного, сделаем небольшой вывод о том, как устроена бразильская партийная система, учитывая перечисленные выше особенности.

Партийная система Бразилии характеризуется высоким уровнем идейно-политической конкуренции: относительно гибкое избирательное законодательство и отсутствие электорального барьера на парламентских выборах дает возможность развиваться даже немассовым партиям, представляющим интересы отдельных групп или частей населения. Некоторые исследователи полагают, что пропорциональная система избрания депутатов на выходе дает более слабое правительство, раздираемое коалиционными противоречиями между партиями-участницами, и такое действительно часто случается. Однако в случае с Бразилией необходимо говорить не о потенциальных проблемах, а о необходимости пропорциональности в условиях «многосоставности» бразильского общества. В разнообразной в культурном, этническом, экономическом и политическом смыслах Бразилии полноценная мажоритарная система не обеспечивала бы надлежащим образом представительство интересов разных категорий населения. Нынешняя же конфигурация избирательных и партийных механизмов обеспечивает стабильность политического пространства, хотя и не может защитить от таких крупных кризисов, как  импичмент теперь уже бывшего президента Дилмы Руссефф.

Автор статьи: Анастасия Борик
Хэштеги:
0 поделились
Предыдущая статья

Риски работы с физическими лицами в качестве торговых представителей

Следующая статья

Уличный театр Бразилии

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + четырнадцать =

[wppb-login] Регистрация