Бразильско-мексиканский тандем?
Отношения двух важнейших государств Латинской Америки – Бразилии и Мексики – никогда не отличались особой глубиной и теплотой. Участвуя в конкурирующих проектах в регионе, страны постепенно отдалялись друг от друга в экономике, торговле и политике. Однако ситуация, похоже, может измениться к лучшему в обозримой перспективе – и все благодаря Дональду Трампу и его стене.
Бразильская и мексиканская экономики вместе – это 65% всего латиноамериканского ВВП и примерно половина населения. Крупные промышленные центры, нефтедобыча и экспорт нефти, развитая туристическая сфера, преференциальные торговые отношения с соседями – все эти черты характерны для обеих стран. Бразилию и Мексику объединяют также схожие проблемы, среди которых – наркотрафик, организованная преступность, социальная уязвимость отдельных слоев населения, коррупция, бедность.
Однако схожесть двух государств, очевидно, не стала залогом их тесного взаимодействия. Отношения двух латиноамериканских гигантов, как на политическом, так и на экономическом уровне, не отличаются особыми достижениями. Если торговля с европейскими странами исчисляется сотнями миллиардов долларов, то торговый поток между Мексикой и Бразилий составляет всего порядка 8 млдр долл. США, причем это данные 2015 года, когда был зафиксирован серьезный рост взаимного потока. Для сравнения: товарооборот России и Мексики составляет 1,7 млрд долл. США, а России и Бразилии – 4,7 млрд долл. США.
Историческое отсутствие симпатий друг к другу, как представляется, вызвано двумя основными факторами. Во-первых, Мексика, хотя географически принадлежит к Северной Америке, считает себя важным игроком на всем пространстве Латино-Карибской Америки (ЛКА). Идея потенциального мексиканского лидерства в регионе в противовес лидерству бразильскому иногда всплывает в обсуждении будущего Латинской Америки, поскольку Мексика, даже при всех своих внутренних проблемах, – это государство значимое и довольно амбициозное. Преувеличивать масштаб конкуренции за регион, впрочем, не стоит.
Во-вторых, Мексика на протяжении длительного времени находилась (и находится) под влиянием своего главного партнера – США. Торговый оборот между двумя странами составил 579,7 млрд долл. США в 2016 году. По разным оценкам, около 80% мексиканского экспорта и 47% импорта приходятся на США. Кроме того, США опережает все остальные государства по инвестиционным вложениям в мексиканскую экономику, которые составляют более 40% всех прямых иностранных инвестиций в страну. Интересно, кстати, что мексиканцы импортируют из США значительное количество продовольственных товаров, в частности, мясо, сою, кукурузу.
В условиях серьезной экономической зависимости Мексике непросто проводить независимую политику. Зажатая в рамках НАФТА, Североамериканского соглашения о зоне свободной торговли, подписанного в 1992 году между США, Мексикой и Канадой, страна порой вынуждена жертвовать собственными интересами для сохранения зоны свободной торговли. Так случилось, например, с мексиканским аграрным сектором, который, как и предсказывалось на заре НАФТА, серьезно пострадал от либерализации рынка. Тесное сотрудничество с США не ограничивается торговлей и инвестициями: на Вашингтон завязаны многие мексиканские программы, включая инфраструктуру, безопасность, контроль за оборотом наркотиков, миграционные вопросы.
Перечисленные факторы долгое время тормозили диверсификацию внешней политики Мексики и поиск новых партнеров. Однако в последние годы ситуация начала меняться, что стало особенно заметно после президентских выборов в США 2016 году, когда победу одержал не имеющий симпатий к Мексике республиканец Дональд Трамп. Избрание Трампа и начало его президентского срока показали, что статус-кво в Северной Америке с большой долей вероятности скоро изменится. Угрозы выхода из НАФТА, строительство стены на границе с Мексикой, пренебрежительный тон в отношении мексиканцев – все это спровоцировало изменения во внешнеполитической стратегии Мехико. Развитие сотрудничества за пределами Северной Америки получило большее значение.
Среди «новых старых друзей» оказалась и Бразилия. Еще в 2015 году две страны начали переговоры по расширению действующего оглашения по таможенным тарифам от 2002 года. Цель переговоров – дополнить нынешний список товаров, на которые распространяются преференциальные таможенные правила. В текущем году уже состоялось два раунда переговоров, идет обсуждение широкого спектра товаров, включая сельскохозяйственную продукцию и промышленные изделия. Представляется, что не в последнюю очередь Мексика заинтересована в ревизии соглашения, поскольку опасается за собственную продовольственную безопасность, удар по которой может быть нанесен распадом НАФТА. Бразилия с ее развитым аграрным комплексом и опытом в экспорте продуктов питания может стать для Мексики важным торговым партнером и занять некоторые ниши США.
Бразилии и Мексике предстоит непростой путь для установления по-настоящему партнерских отношений. Для этого потребуются не только политическая воля, но и значительное количество времени, однако перспективы сотрудничества двух латиноамериканских лидеров, безусловно, стоят того.