© Pedro Kok

Первый модернистский дом в Бразилии

На улице Санта-Крус в городе Сан-Паулу стоит дом, утопающий в зелени. Сегодня дом и окружающий его сад – часть Музея города Сан-Паулу. Он был построен в 1927 году, и это первая в Бразилии модернистская постройка.

Дом на Санта-Крус в Сан-Паулу. Архитектор Г. Варшавчик © g1.globo.com

Архитектура бразильского модернизма всемирно известна благодаря Бразилиа, удивительному городу, спроектированному с нуля гигантами архитектуры Лусиу Коста и Оскаром Нимейером. Органичное взаимодействие мировых тенденций и национальных черт, особая карнавальность бразильской культуры, воплощенная посредством строгих и лаконичных выразительных средств модернизма, – вот то, что восхищает в работах Нимейера. Бразильский архитектурный модернизм имеет национальные черты, которые делают его уникальным и самобытным. Формирование этих особенностей стиля началось сразу с прихода идей модернизма в Бразилию. И это очень интересная история.

Лусиу Коста, Френк Ллойд Райт и Грегори Варшавчик, Рио-де-Жанейро, 1931 год © enciclopedia.itaucultural.org.br

Архитектор первого модернистского дома в Сан-Паулу – Грегори Варшавчик (Gregori Warchavchik), бразилец российского происхождения. Он родился в Одессе, бывшей тогда городом Российской Империи, там же начал учиться на архитектора, затем продолжил обучение в Риме. В 1923 году был приглашен на работу инженером-архитектором в бразильскую строительную фирму и остался в Бразилии до конца своей жизни. Вскоре его женой стала бразильянка Мина Клабин, дочь промышленного магната.

Варшавчик приехал в Сан-Паулу через год после важнейшего события, определившего ход развития искусства в Бразилии первой половины XX века, – Недели современного искусства 1922 года. В Сан-Паулу бурлила интеллектуальная жизнь, и молодой архитектор быстро влился в ряды авангарда. Уже в 1925 году газета «Утренняя почта»  (Correio da Manhã) публикует его манифест о современной архитектуре. В нем Варшавчик говорит о том, что современная архитектура должна своим видом соответствовать изменениям в человеке, его жизни и мировоззрении, следовать за прогрессом и механизацией.

«Нашим индустриям, двигателям технического прогресса, уготована роль Медичи в эпоху Возрождения или Людовиков во Франции. Принципы крупного производства, стандартизация дверей и окон не навредят современной архитектуре, напротив, помогут архитектору создать то, что в будущем назовут стилем нашего времени. Мысль архитектора будет вынуждена работать интенсивнее, его внимание не будет сковано декоративными украшениями, поиском пропорций и так далее. Стандартные части зданий подобны нотам, из которых композитор сложит музыкальное здание.

Дом на Санта-Крус в Сан-Паулу. Архитектор Г. Варшавчик © www.archdaily.com.br

…Построить наиболее удобный и дешевый дом, вот к чему должен стремиться архитектор – строитель нашей эпохи мелкого капитализма, когда экономический аспект имеет наибольшую важность. Красота фасада должна отражать функциональность внутренней планировки, так же как форма машины обусловлена механизмом, который и есть ее душа». (Из статьи Г. Варшавчика «О современной архитектуре».  Газета «Утренняя почта» 1925 г. Пер. автора)

Манифест Грегори Вашавчика «О современной архитектуре» по многим пунктам созвучен другим подобным документам, вышедшим в то время и выражавшим новые архитектурные идеи. Та же идея построения внешней эстетики на основе организации внутреннего пространства является базой для «Пяти отправных точек современной архитектуры», сформулированных Ле Корбюзье в 20-х годах.

Дом на Санта-Крус в Сан-Паулу. Архитектор Г. Варшавчик © www.archdaily.com.br

Дом Варшавчика на Санта-Крус встретил много критики, как сразу после постройки, так и позже. Если негативная реакция современников архитектора, адептов классического подхода к архитектуре, ожидаема и понятна, то критика со стороны модернистов до сих пор может вызывать споры. Главная претензия сторонников новой архитектуры к дому Варшавчика заключалась в том, что дом этот, по мнению критикующих, не является модернистской постройкой.

Если обратиться к пяти пунктам модернистской архитектуры Ле Корбюзье, в которых выразились главные тенденции в архитектуре тех лет, обусловленные как новым подходом, так и конструктивными возможностями новых материалов, в частности железобетона, то дом Варшавчика не соответствует ни одному из пяти. Все эти отправные точки современной архитектуры Ле Корбюзье – столбы-опоры, плоская крыша-терраса, свободная планировка, ленточные окна и свободный фасад – либо отсутствуют вообще в строении Варшавчика, либо имитируются. Сплошной фундамент и несущие стены, из-за которых фасад лишается легкости, а внутренняя планировка – открытости. 

Техническая реализация четырех из пяти пунктов напрямую зависит от используемого при строительстве материала. Первый модернистский дом построен на самом деле из кирпича, а не из железобетона. Не будет большим преувеличением сказать, что в первой трети XX века в Бразилии было невозможно найти не только мастеров, знающих технологии использования новых материалов, но и сами эти материалы. И архитектору пришлось применить все свои умения и фантазию, чтобы построенное традиционными методами из традиционных материалов сооружение производило эффект новаторского строения.

Дом на Санта-Крус в Сан-Паулу. Архитектор Г. Варшавчик © www.archdaily.com.br

Пытаясь если не конструктивно, то хотя бы внешне соблюсти принципы архитектуры модернизма, архитектор столкнулся с огромными трудностями. Ему пришлось выполнять не только функции архитектора, но также, на протяжении всего строительства, функции прораба: не было ни дня, когда рабочим не потребовались бы разъяснения, надзор и помощь. Многие типовые конструктивные элементы, уже производившиеся в Европе, пришлось разрабатывать с нуля с учетом местных возможностей и производить специально под этот проект.

Первые препятствия возникли уже на этапе согласования постройки с властями. Дом в том виде, в котором был построен, имел все шансы не быть одобренным для строительства в этом районе. Участок, на котором строил Грегори Варшавчик, принадлежал семье жены архитектора, Мине Клабин, и располагался в богатом районе со строгими требованиями к застройке.  По этой причине фасад на утвержденном проекте был украшен филенками и карнизами, маскировавшими непривычную простоту и строгость форм.

Дом на Санта-Крус в Сан-Паулу. Архитектор Г. Варшавчик © www.archdaily.com.br

Одна из претензий к дому, вокруг которой разгорелась публичная дискуссия в прессе, – черепичная четырехскатная крыша вместо плоской террасы. Легко предположить, почему архитектор даже не попытался сделать плоскую крышу-террасу: дом должен был быть жилой, удобный и практичный, он строился для семьи Варшавчика, а надежный способ гидроизоляции в условиях тропических ливней еще не был найден. Известно, что и у Ле Корбюзье были проблемы с протеканием плоской кровли на вилле Савой – первой подобной постройки в Европе.  Важно заметить, что использование черепицы не было капитуляцией перед трудностями. Грегори Варшавчик большое значение придавал национальным особенностям бразильской архитектуры и искал пути включения местного колорита в космополитический образ модернистского жилища. Черепичную крышу нельзя увидеть со стороны главного фасада: стены, поднятые выше уровня конька, скрывают покрытие, и фасад выглядит убедительно строго. Зато с обоих боковых фасадов черепица использована для покрытия навесов веранд на уровне первого этажа, в полной мере в поле зрения наблюдателя.

«Не желая копировать то, что делают в Европе, вдохновленный волшебными бразильскими пейзажами, я пытался создать такую архитектуру, которая бы адаптировалась к местности, климату и старинным традициям этой земли. Рядом с точными ровными линиями, горизонталями и вертикалями, которые являются, в форме кубов и плоскостей, главным элементом модернистской архитектуры, использовал такую декоративную и такую характерную колониальную черепицу», – писал Варшавчик в своей статье «Новая архитектура» в ответ на критику других архитекторов. (Из статьи Г. Варшавчика, 1927 год. Пер. автора)

Региональные черты отразились не только в использовании колониальной черепицы. Сад, который спроектировала Мина Клабин, состоял из тропических растений, что было крайне нетипично для того времени. Совершенно не стараясь найти местную замену растениям, использовавшимся для ландшафтного дизайна в Европе, она составила композиции из необычных форм кактусов, агав и пальм.

Сад дома на Санта-Крус в Сан-Паулу. Автор ландшафтного проекта Мина Клабин © www.archdaily.com.br

Несмотря ни на что, сегодня творение Грегори Варшавчика имеет звание первого модернистского дома в Бразилии. На свой страх и риск, не имея ни материалов, ни подходящей рабочей силы, располагая только финансовой и идейной поддержкой семьи своей супруги, архитектор строил дом, который сдвинет бразильскую архитектурную школу с мертвой точки академизма. Необходимо было показать новую архитектуру, пусть даже она пока только имитировала многие конструктивные новшества, построить модернистский дом и жить в нем со своей семьей. Внешний вид дома производил сильнейшее впечатление, настолько необычным он был для Сан-Паулу тех лет. После этого первого практического опыта процесс было уже не остановить. За следующие три года Варшавчиком было построено еще несколько частных домов. Презентация публике второго из них, дома на улице Итаполис, сопровождалась временной выставкой модернистского интерьера: комнаты были обставлены современной мебелью и предметами, отражавшими самые передовые тенденции в дизайне, стены украшали картины молодых художников. Во время выставки проводились лекции и творческие встречи.

Выставка модернистского интерьера в доме на улице Итаполис в Сан-Паулу © www.archdaily.com.br

Влияние идей и таланта Грегори Варшавчика можно проследить в бразильской архитектуре вплоть до наших дней. В 1930 году Лусиу Коста, занимавший тогда должность директора Академии художеств Рио-де-Жанейро, позвал Варшавчика на должность преподавателя архитектуры. А в 1931 Коста и Варшавчик вместе основали архитектурное бюро, куда в 1934 году пришел работать стажером Оскар Нимейер.

И Коста, и Нимейер, и другие архитекторы следующих поколений никогда не забывали упомянуть Грегори Варшавчика как профессионала, оказавшего сильное влияние на их становление.

Автор статьи: Наталья Вихрева
Хэштеги:
0 поделились
Предыдущая статья

Ад на земле

Следующая статья

Дайджест публикаций о Бразилии в мировых СМИ 18 декабря 2017 – 14 января 2018

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 2 =

[wppb-login] Регистрация