IMG_0065
© BROOKE SAWARD

Фавела здесь, фавела там

Недавние новые зачистки в крупнейшей фавеле Бразилии – Росинье – заставили вспомнить о жителях самых неблагополучных районов практически все мировые СМИ. «Слава» трущоб Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и других городов давно перешла национальные границы, дополняя образ страны «вечного карнавала» коррупцией, организованной преступностью, нищетой, теснотой и бесконечной борьбой за выживание. За красивым и экзотичным словом «фавела» стоит жесткая система самоорганизации общества, которое осталось без должного внимания государства.

Прежде всего, разберемся с понятием «фавела». Само слово произошло от названия растения «faveleira» – эндемичного бразильского вида, своеобразной «колючки» со съедобными семенами. По одной из версий, оно обильно росло на одном из холмов рядом с Рио-де-Жанейро, который стал первой территорией с незаконными постройками, или самостроем, в самом конце XIX века. Основной рост фавел пришелся на период индустриализации: городская среда не справлялась с потоками людей, поменявших свое место жительства, не справлялось с их интеграцией и государство. «Второе дыхание» процесс фавелизации, или разрастания фавел, получил уже на современном этапе, поскольку резкий скачок в развитии страны в последние десять лет имел примерно тот же эффект, что и рост промышленного производства в ХХ веке: в город вновь потянулась бесконечная вереница людей в поисках лучшей жизни.

Фавелу обычно определяют как городской агломерат неупорядоченных незаконных поселений на территориях, принадлежащих третьим лицам (государству или частному сектору). Важными характеристиками фавел также считаются отсутствие технической безопасности построек, недостаток или полное отсутствие инфраструктуры и государственных услуг. Фавелы есть во многих городах, однако наибольших масштабов феномен достиг, конечно же, в самых крупных и развитых городских агломерациях – Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. По последним оценкам, в фавелах в Бразилии проживает более 11 млн человек при общем населении более 207 млн человек. Большинство фавел имеет примерно одинаковую структуру и логику формирования, однако эти агломераты отличаются друг от друга уровнем безопасности, экономическим и социальным развитием, доступом к коммуникациям и степенью влияния государства. Последнее, к слову, растет, хотя и очень медленно: в 2008 году в Рио запустили программу «пацификации», или «умиротворения», фавел, в рамках которой специальные отряды правоохранительных структур (UPP) вытесняют из трущоб организованную преступность, возвращая агломераты под контроль государства. Через программу «пацификации» прошли уже многие фавелы, включая знаменитые Город Бога, Росинья, Санта-Марта, Видигал. Деятельность UPP не всеми воспринимается однозначно: помимо многочисленных обвинений в адрес полиции из-за сопутствующих жертв среди мирного населения трущоб в ходе операций, существуют и резонные сомнения в том, насколько вообще эффективно вытеснение или устранение оргпреступности в таком формате. Известны случаи, и их немало, когда практически сразу после завершения операций вся сеть организованной преступности восстанавливалась в «зачищенной» фавеле. Кроме того, несоразмерное применение силы вызывает страх у населения фавел – по данным опросов, порядка 59% «фавеладос» боятся полицейского насилия в рамках «пацификации», а среди жителей фавел Рио этот показатель еще выше – 65%.  

С научной точки зрения фавелы представляют собой особый социальный феномен, общество в обществе, государство в государстве. В условиях отсутствия или ограниченного действия государства и его институтов, сообщество в фавелах порождает, по сути, альтернативные формы организации, основанные, как правило, на авторитете и возможностях отдельных лиц или групп лиц. Чаще всего такими авторитетами становятся преступные банды, устанавливающие определенные порядки на подконтрольной территории. Они выступают как заменители государственных институтов – авторизуют экономическую деятельность, вершат правосудие, поддерживают порядок, распределяют блага и ресурсы, определяют приоритеты развития[1]. При всей внешней хаотичности фавелы подчиняются внутренним правилам, потому что их нарушение чревато слишком жестким наказанием. При этом надо подчеркнуть, что в корне неверно сводить население трущоб к преступности – в значительной части оно состоит из обычных людей с очень низкооплачиваемой работой (таксистов, официантов, уборщиков, горничных).

В фавелах также происходит создание альтернативной идентичности. Она формируется как своеобразная «культура отсутствия»: отсутствия государства, отсутствия позитивного опыта и отсутствия обычной социализации (это, в частности, касается непродолжительной жизни многих поселенцев – большинство молодых людей до 30 лет пережили смерть друзей, родственников, возлюбленных или стали свидетелями их заключения в тюрьму). Жители фавел отличаются высокой степенью независимости, хотя вне границ привычных районов это не слишком им помогает, поскольку большинство из них опасаются «открытого» города и считают правила его функционирования странными и неадекватными. «Фавеладос» ценят связи и социальный капитал, они, как правило, религиозны и страдают от заниженной самооценки, а также имеют слабые представления о себе как о гражданах Бразилии. Не в смысле патриотизма, а в плане понимания своих прав и обязанностей.

Проблема фавел, безусловно, волнует Бразилию. Правительство на постоянной основе ведет многовекторную работу по повышению качества жизни населения, по сокращению бедности и неравенства. На этом направлении уже сделано многое, однако прежними остаются предвзятость и пренебрежение к жителям фавел, подвергающимся дискриминации и социальному остракизму со стороны своих более удачливых сограждан. Можно построить новые дома и создать инфраструктуру, но, пожалуй, главный барьер на пути к социальной интеграции «фавеладос» лежит, как всегда, в плоскости простых человеческих отношений.

[1] На тему фавел существует немало интересных исследований. См., например, совместный проект London School of Economics and Political Science, UN и Fundação Itaú Social: Jovchelovitch, Sandra and Priego-Hernandez, Jacqueline. Underground sociabilities: identity, culture and resistance in Rio de Janeiro’s favelas. UNESCO, Brasilia, Brazil, 2013. ISBN 9788576521808. URL: http://blogs.lse.ac.uk/favelasatlse/book/

Автор статьи: Анастасия Борик
Хэштеги:
0 поделились
Предыдущая статья

Дайджест мировых публикаций о Бразилии 25.09-08.10.2017

Следующая статья

Устойчивые выражения с глаголом «dar»

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − один =

[wppb-login] Регистрация