На пути к новой «золотой лихорадке»
На пути к новой «золотой лихорадке»
Бразильское правительство открывает для частных компаний доступ к крупнейшим месторождениям золота и меди в стране.
23 августа бразильский аналог «Российской Газеты» – Diário Oficial da União – опубликовал подписанный 22 августа президентом Мишелем Темером декрет о прекращении существования особой природоохранной зоны – так называемого «Национального резерва меди» (Reserva Nacional de Cobre e seus associados). Сокращенно зона называется Renca, она была создана еще в период военной диктатуры в 1984 году. Ее масштабы поражают: Renca захватывает часть бассейна реки Амазонка, располагается сразу в двух штатах – Пара и Амапа – и занимает площадь примерно в 47 тысяч квадратных километров (для сравнения это больше площади Дании).
Создание Renca в 80-х годах преследовало две цели. Во-первых, разработка богатых золотом и медью регионов ставилась под жесткий контроль государства, получившего исключительные права на любые работы с месторождениями в этой зоне. Во-вторых, территория попадала под охрану как особое пространство, ценное с точки зрения экологии, биоразнообразия и устойчивого развития. «Резерв» включает в себя сразу 9 природоохранных зон, в частности, леса, национальный парк и несколько заповедников, а также территории проживания коренного населения.
На землях Renca обитают несколько разных групп «indígenas», включая, например индейцев вайямпи (Wajãpi), которые и в XXI веке остаются изолированными, насколько это возможно, от современной цивилизации и стараются сохранить свой традиционный жизненный уклад.
Нынешний декрет президента Бразилии завершил процесс по упразднению особого статуса зоны, стартовавший в начале текущего года. Решение подразумевает, что монополия государства исчезает, а месторождения Renca становятся открытыми для частных компаний. Кабинет министров во главе с Темером официально мотивирует это необходимостью стимулировать бразильскую экономику, переживающую не лучшие времена. Кроме того, мера вписана в большую программу правительства по приватизации отдельных сфер национальной экономики, ранее занятых государством. Вырученные от приватизации средства – по разным оценкам около 30 млрд.долл.США – правительство намерено направить на сглаживание дефицита бюджета.
Решение было неоднозначно воспринято общественностью, хотя, разумеется, есть понимание необходимости принятия непростых решений во времена кризиса. Основная критика звучит со стороны организаций по защите окружающей среды и объединений, отстаивающих права коренного населения. Так, глава WWF в Бразилии Маурисио Воеводич заявил, что решение приведет «не только к масштабной вырубке лесов, демографической эксплуатации, снижению уровня биоразнообразия…, но и к росту аграрных конфликтов, а также будет представлять угрозу традиционному образу жизни коренного населения».
В таких условиях бразильское правительство оказывается под прицелом критики, и остается только надеяться, что вторая часть упомянутого президентского декрета, в которой речь идет о необходимости выполнять обязательства государства по защите окружающей среды и интересов коренного населения, не останется только на бумаге, а поможет сохранить уникальную природную территорию.