© Дарья Корнилова

Легенда бразильского театра и кино Сержиу Мамберти посетил Москву

Бразильский актер и политик, чье имя известно далеко за пределами Бразилии благодаря детскому телевизионному сериалу «Замок Ра-Тим-Бум», аудиторией которого стали дети и подростки семнадцати стран, приехал на Международный театральный фестиваль имени Чехова со спектаклем по пьесе Джеффа Барона «Визиты к мистеру Грину». Бразильским артистам зал аплодировал стоя. Сержиу ответил на вопросы BRASIL.RU.

Что происходит в настоящий момент с бразильским театром, как он развивается?

Бразилия – большая страна и бразильское театральное искусство имеет огромное количество различных направлений и путей развития. Культурными центрами являются Сан-Пулу и Рио-де-Жанейро. Сан-Паулу можно назвать своеобразной витриной бразильского театра. Одновременно на сценах его театров играется около двухсот спектаклей. Мы имеем много мюзиклов, в основном американских. Создаются новые театральные коллективы. Они обращаются к большим текстам как бразильских, так и иностранных драматургов. Я думаю, что это очень хорошо.

Однако мы имеем и сложности. Министерство культуры упразднено новым правительством. Это ужасно. Проводится разрушительная культурная политика. Мы выбрали достаточно консервативное правительство, не только в вопросах культуры. Можно сказать, что вбит клин между театральным сообществом и этим правительством. Мне горько об этом говорить, но сложные времена бывают у всех, сейчас это происходит в Бразилии.

Большое количество людей продолжают поддерживать бывшего президента Лулу, он был сильным политиком. Нового президента выбрали богатые люди и молодежь, которая не знает истории свой страны. Мы уже имели двадцать лет военной диктатуры, это было тяжело для всех. И театр был важным участником сопротивления общества давлению военных. В самые сложные моменты бразильской истории театр был зеркалом бразильского общества, он объединял людей и давал им мужество противостоять реакционным силам. Это будет происходить и сейчас. Для меня политика и искусство всегда идут рядом.

Так или иначе, мы ставим новые спектакли и снимаем очень хорошие фильмы, в том числе документальные. Наши ленты были высоко оценены на кинофестивале в Каннах.

Почему для показа в России была выбрана пьеса «Визиты к мистеру Грину»?

Проработав двенадцать лет в Министерстве культуры, я мечтал вернуться на сцену. Тогда в Бразилии с большим успехом шла пьеса «Визиты к мистеру Грину» с участим великого бразильского актера Паулу Аутрана в роли мистера Грина. Роль Росса исполнял Касиу Скапин, который затем дебютировал в качестве режиссера в нашей нынешней постановке. Я попросил своего сына Карлоса купить права на эту пьесу. Также мы приобрели права на пьесы Артура Миллера «Вид с моста» и «Смерть коммивояжера». В пьесе «Вид с моста» я играю роль адвоката, который рассказывает трагическую историю.

С 2015 года мы ездили по Бразилии со спектаклем «Визиты к мистеру Грину», который имел большой успех. Но я, конечно, никогда не мог себе представить, что в свои 80 лет буду играть его на русской сцене. В прошлом году Валерий Шадрин, директор Чеховского фестиваля и мой хороший друг, был в Сан-Паулу. Он хотел увидеться со мной, и я пригласил его на наш спектакль. Валерий Шадрин был поражен и очарован этим спектаклем, он сразу пригласил нас на Чеховский фестиваль. Для меня это было невероятным счастьем и большой удачей. Я никогда не думал, что буду играть на русской сцене.

Москва является культурной и театральной столицей, поэтому очень значимо, что нам удалось показать этот спектакль именно в Москве. Сам город я вижу второй раз, это мой второй визит в Россию. Первый раз я был зимой, был снег. Летом же город поражает своей красотой и энергий, я смотрю на людей на улице – все это сильно впечатляет. Спектакль прошел с большим эмоциональным накалом, мы чувствовали участие, поддержку зрителей и были сильно взволнованы. Очень важно, что тема спектакля глубоко трогает российского зрителя, заставляет его проявлять эмпатию – это главное.

Герой пьесы «Визиты к мистеру Грину» – молодой человек нетрадиционной ориентации в ситуации конфликта между своими склонностями и жесткой реакцией на них общества. Расскажите о своем отношении к представителям сексуальных меньшинств и к данной проблематике в целом.

И в России, и в Бразилии эта тема очень полемична и вызывает жаркие дискуссии. В Бразилии она менее запретна, чем в России, у нас разрешены однополые браки. Я имел возможность вплотную заниматься данным вопросом, когда работал секретарем идентичности и культурного разнообразия в Министерстве культуры Бразилии, и считаю, что очень важно в обществе прививать терпимое отношение к представителям сексуальных меньшинств. Точно так же важно защищать права женщин на возможность полноценной реализации в обществе в профессиональном плане и с точки зрения их роли в семье рядом с мужчиной. В консервативной части бразильского общества все еще сильны проявления мачизма и подчеркивание подчиненной роли женщины. Политики в Бразилии традиционно уделяют данным вопросам много внимания.

Одна из функций театра – давать возможность по-новому смотреть на людей непохожих на нас самих. Театр позволяет рефлексировать и менять мышление, это инструмент принятия нового опыта. Об этом, в частности, пьеса «Визиты к мистеру Грину». Мой герой в ней, мистер Грин, еврей, который хорошо помнит гонения на евреев и негативное отношение к ним в обществе. Он не может принять любовь своей дочери к гою, для него она умирает, и для него не существуют ее дети. Но она не умирает для его жены, которая втайне от мужа поддерживает отношения с дочерью. Здесь хорошо показана подчиненная роль женщины, которая не привыкла и боится перечить своему мужу. После смерти жены и в результате общения с Россом, которого играет талантливый актер Рикарду Жели, мистер Грин переживает глубокую трансформацию, заставившую его пересмотреть свои взгляды на то, чем он руководствовался всю жизнь. Он возобновляет общение с дочерью. И зритель шаг за шагом вместе с героями проживает эту трансформацию. В этом огромная гуманистическая сила театра, заставляющего проявлять человечность и делать усилие, чтобы понять того, кто отличается от нас. 

Во многом благодаря теплому климату в Бразилии сильна традиция уличного театра. Как повлияет усиление цензуры и снижения затрат со стороны государства на культуру и образование на развитие уличного театра?

В Бразилии исторически сильна традиция уличных манифестаций, начиная карнавалом и заканчивая уличным театром. Традиция эта уходит корнями во времена первых колонизаторов. Я сделаю небольшой исторический экскурс. Вместе с первыми колонизаторами на континенте появились цыгане, именно они стояли у истоков театрального и циркового искусства в Бразилии. Об этом писал известный театральный критик Десиу де Алмейда. Караваны цыган переезжали с места на место и привозили с собой новые спектакли, они были пионерами драматургии. В дальнейшем уличный театр во многом развивался благодаря творчеству театральных династий. В основе драматического искусства всегда был мировоззренческий, духовный кризис. Противостояние всегда было путем развития искусства и культуры. Это касается и текущего момента. Я думаю, театр будет брать на себя социальную функцию, он будет инструментом рефлексии происходящих политических событий, будет заставлять людей думать о политике.

Кого из театральных деятелей вы считаете своим учителем?

Я окончил Школу драматического искусства Университета Сан-Паулу, но, по правде говоря, мы учимся через то, что мы видим и чувствуем. В традиционном театре я могу выделить Прокопиу Ферейру. После окончания Школы драматического искусства передо мной открылись широкие возможности. Меня пригласили в Бразильский театр комедии – лучший современный бразильский театр, директором которого был выходец из Италии Франку Зампари. Уже после окончания обучения я познакомился с системой Станиславского через русского эмигранта Евгения Кузнеца и Аугусту Боала, режиссера, который учился в Америке. Большое влияние оказал Бертольт Брехт, Питер Брук, Жан Вилар – французский Национальный народный театр. В конечном итоге творчество – это синтез всего того, что знаешь и что произвело впечатление. Когда мы замыкаемся в рамках какой-либо школы, мы находимся в темнице. Драматургия в целом гораздо богаче и разнообразнее.

Вы верите в то, что театр может реально изменить людей?  

Единственная вещь, которая может реально изменить людей, это искусство и культура – процесс культурной трансформации. Так было всегда, и это справедливо и в отношении политических изменений. В искусстве человек свободен. Свобода – необходимое условие творчества. Ты должен иметь свободу, чтобы думать и выражать то, что думаешь, жить своей страстью. Если нет свободы, нет движения и развития. Театр позволяет открыть свой ум, свое сердце, воображение, он дает возможность понимать иное и быть счастливым.

Автор статьи: Дарья Корнилова
0 поделились
Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − десять =

[wppb-login] Регистрация