Российско-бразильские отношения
В 2000-е годы Бразилия для российской внешней политики стала примером того, что и в далекой Латинской Америке Москва может найти партнеров, настроенных на конструктивное сотрудничество. Хотя Россию и Бразилию поначалу упрекали в «дружбе назло», время показало, что у двух государств куда больше общих интересов, чем могло показаться на первый взгляд. Период интенсивного диалога способствовал серьезному расширению сфер сотрудничества, однако в последние годы российско-бразильские отношения перешли в инерционную фазу.
Официальная история российско-бразильских контактов началась в 1828 году, когда Российская Империя установила дипотношения с новой Бразилией. Кстати, Бразилия стала первым государством Латинской Америки, с которым Петербург установил дипломатические связи. Поначалу взаимодействие было ограниченным: географическая отдаленность и отсутствие четкого видения общих внешнеполитических интересов, очевидно, не содействовали его интенсификации. Начало ХХ века также сыграло против потенциальной российско-бразильской дружбы, поскольку после Октябрьской революции в идейном поле две страны оказались по разные стороны баррикад. Отношения дважды за ХХ столетие разрывались: с 1917 по 1945 год и с 1947 по 1961 год. Во многом это было связано именно с идеологическими противоречиями и опасениями бразильской стороны относительно возможного «экспорта» коммунистических идей в Бразилию из СССР. Тем не менее в некоторых сферах сотрудничество существовало вопреки идейно-политической отстраненности. Это касалось, в первую очередь, торговли, хотя похвастаться грандиозными объемами товарооборота государства не могли, а с переходом к демократии в Бразилии и распадом СССР в конце 80-х – начале 90-х годов взаимная торговля сократилась еще сильнее из-за внутренних проблем.
По-настоящему новую жизнь вдохнули в отношения РФ и Бразилии совпавшие в своем стремлении к многополярности в мире президенты Лула да Силва и Владимир Путин. Начало 2000-х годов характеризуется всплеском взаимного интереса, реализуются государственные визиты лидеров, подписываются ключевые соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в разных областях, растет торгово-экономическое и военно-техническое взаимодействие. Одновременно государства развивают и политический диалог, который расширяется с формированием группы БРИКС.
Мировой финансовый кризис и общее снижение темпов развития экономик мира серьезно сказались на торгово-экономических отношениях двух стран. В 2008 году Бразилия и РФ максимально близко подошли к амбициозной планке в 10 млрд долл. США торгового оборота, которую наметили президенты в 2004 году. Тогда странам удалось довести взаимную торговлю до 8 млрд долл. США. Однако практически сразу начинается спад торгово-экономического сотрудничества, преодолеть который не удалось до сих пор: по данным за 2016 год, товарооборот составил 4,3 млрд долл. США, что ниже на 10%, чем в 2015.
Говоря о современных отношениях между Россией и Бразилией, необходимо понимать, как минимум, две важные особенности.
Во-первых, торгово-экономическая составляющая отношений при внешней продуктивности полна противоречий и проблем. У этих проблем могут быть разные корни: часть из них связана с традиционным доминированием на бразильском рынке товаров и компаний США, часть вызвана географической отдаленностью и логистическими сложностями, часть кроется в исключительно технических вопросах торговли товарами и услугами (например, стандарты фасовки). Представляется, что в торговом диалоге двух стран самые значительные препятствия лежат в двух плоскостях: «монохромности» импортно-экспортной структуры и специфике мотивации при принятии внешнеэкономических решений.
В первом случае речь идет о том, что российский экспорт в Бразилию и импорт из нее имеют доминирующую компоненту. 72,4% экспорта в Бразилию составляет продукция химической промышленности, 86,7% импорта из латиноамериканской страны приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Обе страны работают над диверсификацией взаимных поставок, однако это процесс небыстрый. Во втором случае приходится констатировать, что в отдельных эпизодах торгово-экономического сотрудничества просматриваются мотивы, отличные от экономических, а решения принимаются в логике оказания давления на партнера. Так, подходящий к концу 2017 год ознаменовался очередным циклом взаимных запретов и претензий в торговле пшеницей и мясом, которая имеет ключевое значение для обеих стран.
Во-вторых, политическая составляющая отношений сегодня претерпевает изменения. Годы активного взаимодействия со всей очевидностью уходят в прошлое, оставляя Россию и Бразилию на своеобразном инерционном пути. Смена власти в Бразилии и последовавший политический кризис, сложно прогнозируемое дальнейшее развитие политической ситуации в стране и туманные экономические перспективы делают бразильцев не самыми привлекательными партнерами. Одновременно Москва также перестала входить в список приоритетов Бразилиа, преимущественно из-за большей региональной ориентированности нынешнего правительства Мишела Темера и его повышенного интереса к диалогу с Пекином и Вашингтоном. Кроме того, на внешней политике действующего президента не может не сказываться напряженная внутренняя обстановка, вынуждающая его сосредотачивать внимание и ресурсы на внутриполитической проблематике.
Формально все уровни сотрудничества сохраняются, диалог продолжается по всем существующим трекам, однако отношения утратили запал и позитивный импульс середины 2000–2010 годов. Нет высоких государственных визитов, прорывных соглашений, и даже в формате БРИКС два государства по сути повторяют уже много раз прописанные общие фразы о необходимости совместных усилий для решения международных проблем, о значении кооперации и поиску путей ее расширения. Дальше слов пока практически не идет, и как представляется, ясность в отношениях появится только после того, как в Бразилии и в России пройдут президентские выборы в 2018 году. Возможно, обновленным странам удастся перевернуть эту страницу обоюдного охлаждения.
Пожалуйста, укажите какими источниками Вы пользовались
Официальный сайт МИД РФ и портал Посольства России в Бразилии, официальный сайт МИД Бразилии, информационные порталы Folha de S.Paulo, Estadão, Газета.ру, ТАСС, Sputnik, др. Базы данных Datafolha, World Bank, CEPAL, OECD, портала Внешняя торговля России.