Рецензия к книге «Страна под названием фавела: самое полное исследование о бразильской фавеле»
Книга бразильских авторов Селсу Атаиди и Ренату Мейреллеса представляет собой уникальное исследование различных сторон жизни современной бразильской фавелы – районов бедняков на окраинах города. Уникальность публикации определяется тем, что сбор материалов проводился во многом самими жителями этих сообществ (comunidades), специально подготовленными для этой цели.
Работа выполнена под эгидой созданного в 2013 году в г. Рио-де-Жанейро исследовательского института Дата фавела (Instituto Data Favela), организованного авторами представленной книги: активистом и уроженцем фавелы С. Атаиди и социологом и маркетологом Р. Мейреллесом, президентом исследовательского института Data Popular. Это первый институт Бразилии, специализирующийся на «формирующихся рынках», которые сегодня составляют потребители, относящиеся к экономическим классам C, D, E (в Бразилии население делится экономистами на пять классов в соответствии с месячным доходом). В 2012 г. ученый входил в комиссию по стратегическим вопросам при президенте республики, одной из задач которой было изучение нового среднего класса Бразилии. В 2013 году вместе с С. Атаиди, своим соавтором, организовал специализированный институт Data Favela, изучающий поведение и потребление жителей фавел и ищущий перспективы для крупных предприятий, которые хотят развивать свою активность для этого сегмента населения. С. Атаиди – общественный деятель и публицист, сам уроженец одной из фавел (родился в г. Байшада Флуминенси ш. Рио-де- Жанейро и вырос в Фавела-ду-Сапу). Написал несколько книг о проблемах населения фавел («Факел – мальчишки трафика», «Женщины и трафик», «Трафик и свиная голова»). В 2013 г. создал первый холдинг, специализирующийся на производстве потребительских товаров для фавел.
Представленная книга во многом меняет наше представление о фавелах как об исключительно криминогенных трущобах, населенных беднейшими слоями населения Бразилии, полных расовых предрассудков и дискриминации. В предисловии представлены два базовых политических взгляда на проблемы образования и роста фавел: левые политические группировки видят в фавелах исключительно беднейшие районы, населенные преступниками, необразованной беднотой, не видят в них никакой перспективы для развития, в то время как действующие власти Бразилии не понимают нужд этих сообществ и пытаются управлять ими «удаленно», не вдаваясь в подробности жизни этих людей.
Во введении «Господский дом, сензала и новые действующие лица» приводится метафорическое сравнение фавелы и города с реалиями колониальной эпохи, где город представляется богатым господским домом (casa grande), а фавела – сензалой (senzala – барак для рабов) (с. 24).
В книге семь глав, в каждой из которых рассматривается тот или иной аспект жизни бразильской фавелы, и заключение «Горизонт, видимый из фавелы».
Первая глава в подробностях описывает процесс образования фавел, который начался еще в конце XIX в. в Рио-де-Жанейро после отмены рабства в 1888 г. Большое количество освобожденных негров начали собираться в «кортисус» (cortiços) – поселения бедняков или гетто, которые располагались изначально на территории городов, некоторые даже в самом центре. Стоит отметить, что к концу XIX в. в Рио-де-Жанейро еще проживало значительное количество португальцев (20,36% от всего населения города), однако многие из них принадлежали к низшему классу общества. Таким образом, поселения бедняков кортисус были общим местом для расселения как черного, так и белого населения, что порождало смешанные браки (с. 44). На сегодня большинство населения бразильских фавел составляют чернокожие (67%).
Из-за скученности населения в районах бедняков, царивших там жестокости и насилия, из-за частых эпидемий оспы, холеры, желтой лихорадки и других заболеваний, из-за антисанитарии (поскольку отбросы жизнедеятельности выбрасывались прямо на улицы) Рио-де-Жанейро прослыл «Городом смерти» и «Грязным портом» (с. 44–45). Перемещение фавел на городскую периферию начинается лишь в 1960-х годах.
Расцвет фавелизации крупных городов побережья Бразилии пришелся на 70-е годы XX в. (с. 40–42). Как отмечают авторы, так называемое экономическое чудо Бразилии (1968–1973) обеспечило рост экономики страны на 10% в год. Совершались крупные инвестиции в тяжелую промышленность, металлургию и энергетическую отрасль, но вместе с тем «чудо» стало причиной дальнейшего углубления социального неравенства. В то время как одни приобрели свои первые «фольксвагены», другие сталкивались с голодом и оказывались на обочине жизни (с. 48–49). Так, население фавел в Рио и Сан-Паулу увеличилось к началу 1970-х годов почти вдвое.
Несмотря на сложившийся образ опасной бразильской фавелы, в начале 2000-х (примерно с 2005–2006 гг.) стал наблюдаться постепенный рост благосостояния населения фавел. И здесь авторы приводят поразительные данные, объясняющие причины этого стабильного роста.
Во второй и третьей главах книги описывается предпринимательская и потребительская активность внутри comunidades, казалось бы, противоречащая законам современного предпринимательства и торговли, однако более человечная и эффективная. Например, лучшим продавцом в фавелах считается не тот, кто сбывает как можно больше товара в день, а тот, кто знает все о реальных потребностях и доходах своих покупателей. Лучший продавец – тот, кто может предложить товар хорошего качества по как можно более низкой цене. Удивляет и то, как распределяют свои доходы жители фавел, о чем говорит название третьей главы: «Семьи, которые меняют парадигму потребления». Практически 40% домохозяйств управляются темнокожими матерями, половина из которых – матери- одиночки. Мужчины становятся либо жертвами насилия на улицах, либо уходят от тяжелой семейной жизни. Если мы посмотрим на этих матерей, то увидим, что чаще всего это заботливые и добрые женщины, причем интегрированные в рынок труда. Это и хорошая домохозяйка, и кухарка, и медсестра, и психолог (с. 88). Таким образом, мы видим, что мать работает, обучает детей и притом ее можно считать профессиональным бухгалтером своего домохозяйства. У матери-главы домохозяйства всегда есть фиксированный список покупок, от которого она не отступает. Но это совершенно не означает, что продукты и вещи она будет покупать самые дешевые и низкокачественные. Она всегда знает, какие продукты и где можно купить по более низким ценам. Ее дети всегда должны быть хорошо одеты и накормлены, чтобы, во-первых, не болеть, а во-вторых, не стать жертвой буллинга (травли детей одноклассниками. – Реф.) в школе. Более того, все коммунальные счета оплачиваются вовремя, а семейный бюджет распланирован на год вперед (с. 88– 89). Большое внимание обращается на качество и вкус еды. Как говорит Клаудиу Амоинь, бразильский пенсионер из сообщества Санта-Тереза в Порту-Алегри, в его холодильнике всегда должно быть любимое пиво, свежее мясо, а в куйе (cuia – емкость для питья матэ) – традиционный шимаррау (chimarrão – горячий матэ) (с. 91).
Среди обитателей фавел существует определенная система пользования кредитными картами, которые могут быть общими, например, с соседями по улице. Таким образом, в случае необходимости они могут совершать покупки для своих родственников или знакомых (с. 90). Очевидно, такая система экономит время и затраты на транспорт для поездки в крупные супермаркеты и в то же время отражает наличие системы доверительных отношений и солидарности внутри сообщества. Система кредитов сильно упрощает жизнь людей: теперь они могут позволить себе купить дорогостоящую сложную технику. В главе представлены точные данные о том, сколько процентов жителей имеют ноутбуки, стиральные машины, мобильные телефоны и т.п. Многие имеют и доступ к Интернету (с. 90). Некоторые планируют даже получить высшее образование, мечтают посетить другие страны, открыть собственное дело, построить новый дом.
Таким образом, мы видим обыкновенных людей, которые, при всей ограниченности имеющихся у них ресурсов, способны мечтать, развиваться, растить детей, платить по счетам, не отличаясь в своих повседневных заботах от других категорий горожан. Появившиеся новшества позволяют авторам рассматривают фавелу как своего рода лабораторию новой народной экономики.
Особое место в фавелах занимает «Культура движения» – такое название авторы дали четвертой главе книги. Культура фавел отличается своей «молодежностью», поскольку средний возраст жителей фавел меньше, чем средний возраст жителей городов. Эту культуру отличает движение «ролé» (rolê), т.е. особая роль и значимость «прогулок». У молодежи обычно есть определенные маршруты прогулок и места встреч. Даже если принято, что девушки идут в одном направлении, а парни – в другом, они неизбежно встретятся по меньшей мере 2 раза за прогулку (с. 105). Такие встречи служат частью принятого «ритуала» добрачного общения девушек и юношей. Молодежное движение на улицах играет очень важную роль в жизни фавел. В этой связи авторы характеризуют культуру молодежного танцевального стиля фанк, молодые последователи которой не поскупятся на брендовую одежду и обувь, дорогие часы, футболки. Бразильцы называют такое поведение cultura de ostentação (культурой хвастовства). «Бессознательно молодые люди стараются избавиться от ощущения того, что они жертвы» (с. 106), т.е. стремятся хотя бы за счет внешних деталей показать свой высокий социальный статус. Поскольку на периферии городов не хватает культурных мероприятий, шопинг становится для местной молодежи одной из возможностей проведения досуга. Тексты песен в музыкальном направлении фанк обычно содержат истории о криминале и насилии на улицах, а также явный сексуальный призыв (с. 109). Однако, на взгляд авторов, такие формы самоорганизации молодежи в значительной степени помогают укреплять социальные связи, а также сокращать уровень преступности на улицах. По наблюдениям информантов, многие молодые люди глубоко поглощены танцем, изобретением новых элементов. Это занимает значительную часть их свободного времени, что, соответственно, сокращает возможность бездельного времяпрепровождения на улицах и вовлечения в криминальную сферу и наркоторговлю.
Тем не менее проблемы повышенной криминальности в фавелах продолжают существовать, хоть и в меньшей степени (с. 113). Авторы книги проделали интересную работу, закартографировав и проанализировав места досуга жителей фавел, которые позволили сделать такие выводы.
Что касается уровня образованности и грамотности жителей, он продолжает оставаться очень низким. Мало у кого есть более одной книги дома, и только 5% семей располагают личными библиотеками. Тем не менее уровень грамотности стремительно растет среди представителей молодого поколения (от 16 до 29 лет). Молодежь благодаря государственным школам грамотнее старшего поколения и подтягивает за собой взрослых: мотивирует родителей вернуться к учебе и даже сдать экзамены для поступления в университет (с. 116–117).
Несомненно, что за последние десять лет фавела сильно изменилась. В книге она представляется «городом в городе», который функционирует практически без помощи посторонних сил, регулируя внутренние процессы самостоятельно. Вспоминая высказывание одного из бразильских детишек в рамках статьи о детской социализации в фавелах, авторы признают: «Город – это город, фавела – это фавела». Здесь устанавливаются свои правила и порядки, которые реально функционируют, несмотря на пороки общества, мало регулируемые законом: насилие, торговлю наркотиками и бедность, но вместе с тем это уже «рефавела» – место, где Бразилия меняется.
© КУЗНЕЦОВА АНАСТАСИЯ, БРАЗИЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР. ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО ЖУРНАЛА «ИСТОРИЯ» (ВЫПУСК: 2, ГОД: 2017).