21-е апреля — День Тираденчиса
День Тираденчиса или Тираденчис (Tiradentes порт.) – бразильский государственный праздник, который начиная с 1965 года является нерабочим днем и отмечается 21 апреля. В этот день вспоминают Тираденчиса – национального героя, мученика и покровителя бразильской нации. Вспоминают важность этой личности в истории Бразилии и день его казни 21 апреля 1792 года.
Жоаким Жозе да Сильва Хавьер родился 12 ноября 1746 года в регионе Минас Жерайс в городе Помбал (в настоящий момент город носит название Тираденчис). Прозвище Тирадентис напрямую связано с его стоматологической практикой, которой Жоаким зарабатывал деньги в свободное от службы в армии время (tirar – вырывать; dente – зуб порт.).
Тираденчис был одним из лидеров революционного движения за независимость Бразилии, получившего название Инконфиденсия Минейра (Inconfidência Mineira порт.). Инконфиденсия Минейра (дословно «Вероломство штата Минас») не было самым крупным движением за отделение от Португалии, произошедшим на рубеже XVIII – XIX веков. Но оно вызвало наибольший общественный резонанс. Ареной событий стал штат Минас Жерайс, общество которого переживало упадок, связанный с кризисом в золотодобыче в последней четверти XVIII века.
После того как в 1695 году на берегах реки Рио даз Веляс (Rio das Velhas порт.) на территории Минас Жерайс были найдены первые месторождения золота, португальцы наконец обратили внимание на этот регион. Впоследствии здесь появились многочисленные шахты по добыче не только золота, но и алмазов. Отсюда и название, которое получил регион – Минас Жерайс (Minas Gerais – Главные Шахты). Именно добыча золота стала главной экономической активностью Бразилии на протяжении всего XVIII века и дала толчок к первой большой белой иммиграции в Бразилию. С 1700 по 1760 год из Португалии, островов Атлантического океана, приехали около 600 тысяч человек.
С целью взять под контроль добычу золота и сбор налогов колониальной властью в 1702 было создано Интендантство Шахт, орган управления, подчинявшийся напрямую Лиссабону. В 1717-1719 годах, для облегчения сбора налогов и борьбы с контрабандой, были созданы так называемые плавильные дома (casas de fundição порт.). Золотодобытчики были обязаны сдавать туда всё добытое золото. 20% от него взималось в виде налогов, получивших название пятина (quinto – пятый порт.). Оставшиеся 80% золота переплавлялись в слитки с королевской печатью и вручались добытчику вместе с сертификатом, подтверждавшим право владения.
Между 1735 и 1751 годами была учреждена дополнительно подушная подать (sistema de capitação порт.) – то есть сбор налога с каждого трудящегося на шахте, вне зависимости от того был это раб или свободный человек. Эта система существовала параллельно с пятиной и предусматривала сбор 17 г. золота в год с каждого. Необходимо отметить, что на период существования этого налога приходится наибольший расцвет горнодобывающей отрасли в колониальной Бразилии.
В 1751 году португальская корона отменила Подушную подать и оставила лишь пятину в виде единственного налога. Однако была установлена квота в 1500 кг. золота в год. Но начиная с 1751 года из-за сложностей в сборе пятины португальцы, с опозданием, вводят новую систему налоговых сборов. Система получила название Дерама (Derrama порт.). При этой системе, в случае если квота в 1500 кг. золота в год не была достигнута, остаток взимался со всего населения региона, в виде конфискации драгоценностей, собственности, земель. На практике, за всю историю существования была проведена лишь одна Дерама в 1763/1764 годах.
Общая неудовлетворённость механизмами сбора налогов постепенно накапливалась в среде элиты Минас Жерайс, находившейся под влиянием европейских идей просвещения. Так появился заговор, вылившийся в 1788 году в Инконфиденсиа Минейра. Его участниками стали собственники земли, промышленники, адвокаты, поэты и священники. Большинство из заговорщиков были людьми богатыми, за исключением Тираденчиса, военного в звании прапорщика. Заговор начинался с тайных обществ, организованных по принципу масонских лож. Согласно убеждениям заговорщиков, Минас Жерайс должен был стать президентской республикой, организованной по североамериканской модели, со столицей в Вила Рика (Vila Rica порт.). Несмотря на то, что говорилось о свободе, отмены рабства в этой новой республике не планировалось, хотя бы потому, что многие лидеры этого заговора сами были крупными рабовладельцами. Это указывает на то, что Инконфиденсия Минейра имела элитарный характер, а не было движением, начавшимся с народных масс. Предлагалось также основание института в будущей столице, Вила Рика для того, чтобы распространить свет знания на всю оставшуюся Бразилию. Заговорщики создали флаг нового государства и в качестве лозунга позаимствовали строчку «Свобода, хотя и с опозданием» из поэмы Вергилия.
Интересно, что именно этот флаг в настоящее время является флагом штата Минас Жерайс, за тем лишь исключением, что цвет треугольника на современном флаге зелёный, а не красный.
Переворот планировался на день, в который губернатор Минас Жерайс должен был объявить Дераму, то есть очередной сбор налога со всего населения. Это было сделано для того, чтобы народные массы поддержали революционное выступление и присоединились к нему. Но в результате доноса заговор был раскрыт, и его участники арестованы. Судебный процесс продолжался в течение нескольких лет, и в результате Тираденчису и ещё нескольким лидерам заговорщиков были вынесены смертные приговоры. Через несколько часов после этого, большинство участников были помилованы королевой Марией I, и смертная казнь была заменена на высылку с территории Бразилии. Единственным, кого казнили, оказался Тираденчис, который не просил помилования у королевы и к тому же не принадлежал к элитарным слоям общества Минас Жерайс.
Утром 21 апреля 1792 года он был публично повешен, затем четвертован, а части его тела разосланы по местам, где он выступал со своими идеями свободы. Это был ответ правительства. Голова, главный трофей, была засолена и отправлена в Вила Рика, где была выставлена в клетке на центральной площади. Это было сделано в качестве назидания от королевы, что так будет с каждым, кто посмеет выступить против португальской короны. Но в первую же ночь его голова была украдена. Существуют много легенд, связанных с данным событием: одни говорят, что она была забальзамирована, помещена в каменную урну, которую заполнили золотом и захоронили в неизвестном месте; другие говорят, что она была похищена неким монахом, который хранил её в коробке, доставая время от времени и медитируя перед ней. В любом случае, голова так и не была найдена, а в 1892 году, в день празднования 100-летнего юбилея казни национального героя на месте, где была выставлена на обозрение его голова, появился 19 метровый монумент.
Как же получилось, что, закончив как бандит и преступник, Тираденчис спустя 100 лет после своей смерти превратился в мученика и национальный символ? После провозглашения республики в 1889 году новое правительство столкнулось с непростым вызовом – создать образ национального героя. Это должен был быть именно республиканский герой, способный затмить важность имперского героя Дона Педро I, провозгласившего независимость. Так вспомнили о Тираденчисе. И чтобы придать ему больше геройских черт, художники, нанятые республиканским правительством, создали образ похожий на Иисуса Христа. По задумке, как Иисус Христос отдал свою жизнь за свободу религиозную, так и Тираденчис пал за свободу политическую.