Наталья Вихрева: Моя связь с искусством очень сильная, я не могу ее игнорировать
Искусствовед, автор цикла занятий, посвященных бразильской культуре, Наталья Владимировна Вихрева ответила на вопросы BRASIL.RU.
Наталья, искусство Бразилии – достаточно узкая специализация. Понятно, что просто так ее не выбирают. Каким образом Бразилия, ее искусство и культура появились в вашей жизни?
Мне довелось жить в Бразилии шесть лет. Тогда я не рассматривала искусство и культуру этой страны с точки зрения специального предмета изучения и научной работы, но с точки зрения практической меня это, конечно, все очень живо интересовало. Я имею художественное образование и, живя в Бразилии, писала картины, была художником, сотрудничала с различными галереями. При этом я, естественно, обращала внимание на новые течения в области культуры и искусства, интересовалась историей бразильской архитектуры, ее связью с общемировыми тенденциями.
Когда я вернулась в Россию, произошел еще один поворот в моей жизни. Я решила поменять профессию – получить еще одно образование. На тот момент у меня было художественное, маркетинговое и филологическое образование. Я поняла, что моя связь с искусством очень сильная, и я не могу ее игнорировать, но по разным причинам уже не могу быть практикующим художником. Я решила пойти учиться на искусствоведа. Когда в какой-то момент пришла пора выбирать специализацию, у меня не было сомнений в том, что нужно заниматься именно бразильским искусством, потому что это мало исследованная область у нас, информации о ней на русском языке очень мало.
Мне помогает в работе знание португальского языка и опыт проживания в Бразилии. Одно дело, когда вы изучаете культуру, носителем которой являетесь, и совсем другое дело – изучение искусства и культуры народов, которые прошли совершенно иной исторический и культурный путь развития. Здесь исследователя ждут препятствия в виде непонимания контекстов и даже каких-то базовых вещей. Если исследователь соприкоснулся с этими культурными пластами, жил в стране, находился внутри происходящих в ней процессов, это большой плюс и большая помощь в работе.
Немаловажна, конечно, и эмоциональная сторона вопроса. Я влюблена в Бразилию. Когда я жила в этой стране, я поняла, что бразильские культура и менталитет мне очень близки. Полу в шутку полу в правду я говорю, что я кариока. Это моя вторая родина, часть моего сердца осталась там. Когда занимаешься каким-то делом, важно, чтобы оно нравилось. Мне приятно изучать культуру и искусство Бразилии.
Удается ли монетизировать ваши знания, переводить их в какую-либо практическую область применения?
Это чувствительная тема для всех, кто занимается наукой. Большая часть гуманитарных наук у нас в России неприбыльны. Тем более если речь идет о теоретических исследованиях. Пока что мой самый главный партнер и площадка для распространения информации о бразильской культуре и искусстве – это Бразильский культурный центр, в котором я провожу семинары и лекции.
Факт малой исследованности бразильского искусства в России имеет две стороны. С одной, это большое поле информации, которую я могу открывать для русскоязычного искусствознания, благодарная тема для изучения. И это для меня как исследователя хорошо. А с другой стороны, очень мало людей, с которыми можно сотрудничать, и очень мало возможностей для реализации каких-то проектов. Соответственно, мало путей монетизации.
Как идет продвижение бразильского искусства в научном сообществе?
Я веду научную деятельность, публикую статьи в научных журналах и сборниках, участвую в конференциях. В России проводится несколько конференций, посвященных Латинской Америке в целом, и несколько – посвященных искусству и культуре Латинской Америки. На конференциях я выступаю с докладами, принимаю участие в работе научных секций, обмениваюсь идеями с коллегами. Есть планы продолжать эту деятельность. Какими-то большими проектами пока не могу похвастаться, можно сказать, что я еще только в начале пути.
Кто приходит на ваши лекции в Бразильский культурный центр и что интересует ваших слушателей?
На лекции в Бразильский культурный центр приходят разные люди, все они так или иначе имеют какое-то отношение к Бразилии. Кто-то только собирается поехать туда, кто-то был уже несколько раз или собирается переехать на постоянное место жительство. Есть те, кто изучает португальский язык и хочет лучше знать страну. Я думаю, что больше всего слушателей интересует именно самобытность, то, чем бразильское искусство отличается от общемировых тенденций, в чем бразильцы оригинальны.
Больше всего эмоций вызывает необычная информация. Например, когда я рассказывала про архитектуру барокко, я упомянула, что очень часто в штате Минас-Жерайс, где произошел расцвет бразильского барокко, декоративную отделку – рельефы, роспись – делали люди без специального художественного образования, то есть ремесленники. Они никогда не брали уроки академического рисунка, у них не было даже смутного представления о том, что сейчас преподается художникам в Европе. Они работали так, как умели, по образцам, которые прибывали в Бразилию в форме литографий, рисунков, иллюстраций. То, что делало их работы немного наивными, непрофессиональными, одновременно обеспечивало свободу от норм и канонов. И такие мастера добавляли свой колорит, иногда очень смешной и любопытный. Из этого выходили такие курьезы, как, например, тропические фрукты и цветы в барочной резьбе по дереву. Ты смотришь и сначала видишь вроде типичные барочные рельефы, а потом вдруг замечаешь там какой-то совершено необычный для мирового искусства элемент, и понимаешь, что это такая самобытная добавка от резчика. В его представлении о прекрасном в этом месте обязательно был нужен тропический фрукт. Такие вещи очень нравятся слушателям. Меня просили подробно рассмотреть эту тему с примерами и иллюстрациями.
Можно ли провести какие-либо параллели между бразильским и российским искусством, найти что-то общее?
Если глобально смотреть, то я бы назвала в первую очередь так называемую вторичность искусства. Центр мирового искусства никогда не был ни в Бразилии, ни в России. Все основные тенденции и влияния приходили извне и перерабатывались в России и Бразилии, согласно возможностям и способностям, в том числе финансовым, страны. Это выражалось в том, сколько зарубежных мастеров может пригласить страна, сколько талантов она может вырастить по европейским меркам на своей земле. В этом, наверное, основное сходство.
Бразильское искусство оказывало влияние на мировое? Если да, то в чем?
Это сложный вопрос. Чем больше развиваются возможности для связи между странами и континентами, тем ближе становятся их информационные поля и тем интенсивнее происходит заимствование. Но если попытаться сейчас найти в учебниках, монографиях и научных изданиях информацию о таком влиянии, то это будет крайне сложно сделать. Есть сложившийся паттерн развития искусства, рисунок распределения центров влияния. Всегда и все знают, что вначале Европа оказывала влияние на мировое искусство – здесь мы говорим только о последних шести веках, – с середины XX века подключилась Америка, которая стала вторым центром новых тенденций, а иногда и ведущим центром. Сейчас начинает активно подключаться к этому процессу Азия. Таким образом получается, что вы скорее найдете информацию о том, как центры влияли на Бразилию и на Россию. Но если рассматривать более внимательно какие-то точечные события и процессы, мы без всяких сомнений увидим и обратное. Например, когда бразильские художники приехали творить в Париж в начале XX века, когда в середине XX века приехали в США, чтобы учиться. Можно легко увидеть, что они не только сами учились, но и влияли на те процессы в искусстве, которые происходили на тот момент в Европе и в США. Есть вполне конкретные примеры, но они не широко известны.
Расскажите о ваших самых любимых направлениях в бразильском искусстве.
В архитектуре я очень люблю барокко Минас-Жерайс за изящество, и тонкость, и модернизм середины XX века, за чувственность. В изобразительном искусстве мой любимый период – 20–30-е годы XX века. Тогда художникам хватило дерзости и целеустремленности, чтобы создать основу для национального искусства, настолько богатую смыслами и крепкую, что сегодня современное искусство Бразилии признается одним из самых интересных и необычных.