Боливии нужна Бразилия
Когда нынешний президент Бразилии Мишел Темер только выиграл нелегкую борьбу за президентское кресло в 2016 году, боливийский лидер Эво Моралес был одним из первых, кто осудил смещение Дилмы Русеф как «государственный переворот», серьезно подпортив бразильско-боливийские отношения. Год спустя Моралес сам прибыл в Бразилиа в попытке нормализовать диалог. Что заставило одиозного политика передумать? Как часто бывает, ответ стоит искать в экономической плоскости.
5 декабря в Бразилию прибыл президент Боливии Эво Моралес. Эту два раза переносившуюся поездку с интересом ожидали многие, настолько интригующе неприязненным было начало взаимодействия между Моралесом и Темером, когда последний только вступил в должность президента. Напомним, что это произошло осенью 2016 года после импичмента Дилмы Русеф, с которой у Эво Моралеса, кстати, были прекрасные отношения. Моралес, будучи одним из самых одиозных глав государств региона, тогда не поскупился на обвинения в адрес новоиспеченного коллеги. Назвав процесс импичмента «парламентским государственным переворотом против бразильской демократии» и отозвав посла из Бразилиа, Моралес де факто загнал двустороннее взаимодействие в тупик. Как показало время, на судьбу Темера негодование Боливии и некоторых других государств Латино-Карибской Америки (Эквадора, Венесуэлы и др.) никак не повлияло, а отношениям двух лидеров был задан негативный контекст.
Тем разительнее был контраст в дискурсе Моралеса в ходе нынешнего визита: политик подчеркнул, что Боливии нужна Бразилия, нужны ее технологии, опыт, промышленные и инфраструктурные наработки. Моралес много говорил об общем историческом пути двух стран, о необходимости сотрудничества на благо не только Бразилии и Боливии, но и всего латиноамериканского региона.
Боливийский президент хорошо знает, о чем говорит. Бразилия – главный торговый партнер Боливии, основной покупатель природных ресурсов страны, в особенности газа. В Бразилию уходит порядка 20% всего боливийского экспорта и подавляющая часть добытого природного газа. Бразилия также является важным поставщиком для боливийцев, закупающих у соседа широчайший спектр товаров, в которых преобладают товары промышленного производства. В январе 2017 года Боливия со всей полнотой почувствовала на себе рецессивные тренды в бразильской экономике: тогда бразильцы сократили закупки газа и планировали дальнейшее сокращение импорта топлива, и это на фоне и без того снизившихся за время мирового экономического кризиса доходов от продажи энергоресурсов. Одновременно шла речь о пересмотре действующих соглашений между двумя странами в сфере торговли энергоносителями. Боливия на тот момент действительно оказалась в неприятной ситуации, сопровождавшейся к тому же напряженностью на политическом уровне. Для устранения негатива было приложено немало усилий, хотя определенно не все попытки были удачными.
Объективно боливийцы заинтересованы в сильной и демонстрирующей устойчивый рост Бразилии еще как минимум по одной причине, помимо торгово-экономических отношений: общие интересы лежат и в плоскости безопасности. Бразилия и Боливия имеют границу протяженностью 3 400 км, и на сегодня это далеко не самый стабильный и спокойный микрорегион в Латино-Карибской Америке. Организованная преступность, наркотрафик, контрабанда оружия, торговля людьми – все это проблемы приграничных зон.
Представляется, что именно эти два кластера проблем способствовали развороту Ла Паса в сторону Бразилиа. Неудивительно в этом смысле, что в ходе нынешнего визита были подписаны два меморандума: один касается сотрудничества по линии правоохранительных органов, в том числе на границе, а второй – строительства железнодорожного коридора, который должен соединить не имеющую выхода к морю Боливию с портом в бразильском городе Сантус.
Моралес стал первым лидером условной «боливарианской оси», стран, придерживающихся идей о новом социализме ХХI века, который пошел на нормализацию отношений с Бразилией после импичмента идейной соратницы «левых» Дилмы Русеф. Визит Эво Моралеса со всей очевидностью продемонстрировал, что боливийцы готовы поставить национальные интересы выше идеологических расхождений. Судя по тому, как боливийца принимали в Бразилиа, бразильский истеблишмент посыл уловил, и возвращение к полноформатному сотрудничеству вполне возможно.