Бразилия в БРИКС: интересы и перспективы
3-5 сентября 2017 г. в городе Сямэнь (КНР) состоялся IX саммит стран группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка). Президенты государств-участниц провели как встречи в полном составе, так и отдельные двусторонние мероприятия, а по результатам была подписана «Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС».
В России много говорят о БРИКС, считая это объединение значимым шагом на пути к мультиполярному миру, в котором учитываются интересы всех государств. Какие цели преследует Бразилиа в рамках БРИКС? С кем из стран-участниц у Бразилии двусторонние отношения лучше, а с кем – имеют негативный аспект? На все эти вопросы попытаемся ответить в сегодняшнем тексте.
Прежде всего, напомним очень коротко, что представляет собой БРИКС. Аббревиатура появилась в 2001 г. с легкой руки экономического аналитика Джима О’Нилла (Goldman Saches), который выделил Бразилию, Индию, Россию и КНР как блок стран с большим экономическим потенциалом, который они в будущем могут использовать в качестве основы для создания новой глобальной экономики. Идея нашла отклик в указанных странах, и с 2009 г. государства БРИК проводят регулярные встречи группы, к которой в 2010 г. присоединилась и Южная Африка. Формальной структуры у объединения нет, это не международная организация в традиционном понимании, скорее это формат «клуба по интересам» и платформы для кооперации между растущими (развивающимися) экономиками. Расцвет БРИК пришелся на середину 2000-х годов, когда бурный рост входящих в группу экономик позволял странам-участницам открыто заявлять о своих претензиях на большую роль в мировых делах, в особенности, в экономических и торговых международных организациях. Сегодня на долю участниц БРИКС приходится 26,5% мировой территории, 42,6% населения мира, а их вклад в мировой ВВП составляет примерно 22,3%.
Бразилия – полноправный член группы и с самого момента зарождения БРИКС имела собственные интересы и мотивы участия в объединении. Надо заметить, что для Бразилиа идея сотрудничества с, казалось бы, не самыми очевидными кандидатами в партнеры была не нова. Китай уже давно стал для латиноамериканской страны главным торгово-экономическим партнером, с Индией страну роднило стремление заполучить статус постоянного члена Совета Безопасности ООН и совместные усилия по укреплению безопасности в регионе Южной Атлантики, а с Россией – общее видение глобальных проблем и приоритизация международного права. Одновременно у Бразилии долгая история продуктивных отношений с ЮАР, в частности, по вопросам военно-морского сотрудничества. Некоторые специалисты даже утверждают[i], что присоединение ЮАР к БРИК стало возможно не в последнюю очередь благодаря позиции Бразилии, настоявшей на принятии своего давнего партнёра.
Так или иначе, Бразилия поддерживала и поддерживает тесные связи со всеми участницами БРИКС, хотя ее интересы в рамках группы не всегда совпадают с интересами партнеров.
Среди совпадающих взглядов можно выделить следующие позиции.
Во-первых, страны БРИКС традиционно объединяет убежденность в необходимости последовательной борьбы с такими проблемами, как бедность и социальное расслоение, организованная преступность, миграция, наркотрафик, терроризм и радикализм. По этим пунктам в группе существует определенный консенсус, поскольку для каждого из государств перечисленные проблемы – не просто слова.
Во-вторых, государства-участники считают сложившиеся на сегодня международные валютные и торгово-экономические институты несправедливыми и не отвечающими интересам развивающихся экономик. В частности, речь идет о реформировании МВФ и Всемирного Банка, хотя и не ограничивается этими организациями.
В-третьих, БРИКС выступают единым фронтом в вопросе упрочения роли условного «не-Запада». Цивилизационно мир завязан на «Запад», на обширную «западную цивилизацию», которая зачастую игнорирует интересы других цивилизационных проектов. Термины здесь весьма условны, поскольку даже сама по себе теория цивилизаций не всегда воспринимается однозначно. Смысл в данном случае, скорее, в постулировании наличия интересов и прав на их реализацию не только у традиционных крупных держав и союзов этих держав.
Расходятся же Бразилия и остальные государства БРИКС по следующей проблематике:
Во-первых, существует внутригрупповой конфликт интересов относительно реформы ООН и представления статуса постоянных членов Совбеза ООН новым государствам. Россия и КНР входят в состав Совбеза и занимают довольно четкую позицию по этому вопросу, считая, что особый статус «пятерки» не должен быть подвергнут ревизии (при этом, отметим, РФ не исключает реформы Совбеза как таковой). Индия и Бразилия видят себя достойными кандидатами на полноправное членство в Совбезе и прилагают максимальные усилия для того, чтобы попасть в этот «элитный клуб». Сейчас на практике это не противоречит линии государств на взаимовыгодное сотрудничество в формате БРИКС, однако представляется, что в долгосрочной перспективе разный статус участников группы может стать источником напряженности в отношениях между ними.
Во-вторых, у Бразилии есть целый ряд торгово-экономических противоречий с Китаем. Например, латиноамериканская страна многократно обращалась в ВТО для урегулирования торговых споров с Поднебесной[ii], а бразильские и в целом латиноамериканские производители не раз говорили о неконтролируемой экспансии китайских товаров на региональный рынок. Впрочем, все это отнюдь не значит, что Бразилия не стремится больше к торгово-экономическому сотрудничеству с КНР. Напротив, на завершившийся 5-го сентября саммит президент Мишел Темер «привез» приглашение инвестиционного характера: бразильское правительство рассчитывает, что Пекин примет участие в запускаемой программе приватизации.
В-третьих, смена власти в Бразилии в 2016 г. и приход правоцентриста Темера на президентский пост заставили экспертов опасаться, что отныне Бразилия будет значительно меньше ориентирована на БРИКС и «развернется» во внешнеполитическом плане в сторону Запада и развитых стран, в особенности, США. Пока серьезных подтверждений такой версии нет, но исключать ее нельзя: в таком случае придется говорить о расходящихся внешнеполитических ориентирах участников группы, что в перспективе может ослабить позиции БРИКС.
Бразильская дипломатия, проактивная и целеустремленная, не устает доказывать нам, что есть множество каналов и платформ для отстаивания национальных интересов, и это только одна из причин, по которым Бразилия является, несомненно, важным звеном в группе БРИКС. Будем надеяться, что ее опыт и активность будут использоваться в том числе для того, чтобы сохранить и преумножить совместный потенциал «пятерки».
[i] Мартынов Б.Ф. Бразилия в формате БРИКС. Свободная мысль, № 11-12 (1365), 2012 г. С.19-28.
[ii] Там же, С.27