Уличный театр Бразилии

Уличное театральное движение в Бразилии всегда было на острие самых актуальных и злободневных тем, волнующих общество. Независимые творческие объединения, как очаги свободомыслия, первыми приняли на себя удар установившейся в стране в 1964 году военной диктатуры. Они же стали предвестниками ее падения в 1985 году, активно приближая его своей просветительской деятельностью.  

Деятельность Народного культурного центра

С приходом военной диктатуры наиболее знаковым было прекращение деятельности, существующего с 1961 года, Народного культурного центра (Centro Popular de Cultura) в Рио-де-Жанейро. Центр объединял бразильских интеллектуалов, придерживающихся левых взглядов и ставивших себе задачу продвижения народного революционного искусства в области театра, музыки, кино, живописи и литературы.      

Один из идеологов проекта и первый директор центра социолог Карлос Эстевам Мартинс писал в манифесте Народного культурного центра: «Без политического искусства нет искусства народного». Участники объединения справедливо полагали, что искусство должно идти туда, где оно востребовано и люди могут его понять, следовать за ним и служить ему. Они были уверены, что каждое культурное явление следует рассматривать только в свете его материальной обусловленности.    

За недолгое время своего существования центр стал соорганизатором нескольких постановок для рабочих фабрик и профсоюзных деятелей. Спектакли также проходили на улицах небольших городов в сельских районах страны. Общая идеологическая направленность подразумевала повышение политической активности бразильцев и расширение полномочий профсоюзных организаций. Центр непосредственно вводил политический дискурс в театральное действие и способствовал распространению революционных идей.

С приходом к власти президента Кастелу Бранку и установлением режима военной диктатуры в 1964 году, Народный культурный центр был расформирован, многие из участников творческого объединения – арестованы.

Театр угнетенных

В последующий период гонений было запрещено какое-либо использование общественного пространства и публичных мест для политических демонстраций и массовых культурных мероприятий. Любые песни и пьесы проходили жесткую цензуру. Постепенно, как симметричный ответ на увеличивающееся давление военной диктатуры, и, пожалуй, единственный способ сохранить возможность общения, пусть даже аллегорического, на запрещенные темы, стали появляться новые театральные объединения.

В 1971 году был создан Театр угнетенных (Teatro do Oprimido). В основе его постановок лежали идеи бразильского драматурга Аугусту Боала – выдающегося теоретика театрального искусства, известного более за рубежом, чем на родине. Он использовал театр как инструмент, дающий возможность обсуждения острых политических, социальных и морально-этических тем в наименее благополучных социальных слоях и группах. По мнению Аугусто Боала, язык пластики – это то, что в своей повседневной жизни используют все без исключения. Это значит, что каждый может создать свой театр, главной задачей которого является прямой диалог между актером и зрителем.

Воркшоп Аугусту Боала в Париже в 1975 году во время изгнания © outraspalavras.net
 Театральная группа «Ой-Нойс-Аки-Травейз»

Уличная театральная группа «Ой-Нойс-Аки-Травейз» (Ói Nóis Aqui Traveiz) возникла в 1978 году в Порту-Алегре. Творческий коллектив ставил перед собой задачу вывести театральное искусство на улицу из концертных залов, сделать театр из элитарного массовым. Участники группы широко экспериментировали с различными театральными формами, прибегали к эпатажу, их ранние выступления нередко приводили к скандалам.

«Чувство тела» – фотография из архива группы «Ой-Нойс-Аки-Травейз» © oinoisaquitraveiz.com.br

Помимо социально значимых вопросов, в постановках затрагивались темы экологии, творческой реализации человека. В 1983 году театральная труппа выступала в кампусе Федерального университета Рио-Гранде-ду-Сул, по-прежнему актуализируя общественно-политические проблемы. Постановки в университетской среде часто сопровождались свободной импровизацией и находили самый живой отклик у зрителей. С 1985 года театральная мастерская стала носить открытый характер, привлекая к театральному искусству всех желающих.

«Горечь святого очищения» – аллегория на тему жизни и смерти видного политического деятеля и борца с военной диктатурой Карлуса Маригеллы, застреленного при задержании в 1969 году © Cláudio Etges

После окончания периода военной диктатуры коллектив продолжает свою просветительскую деятельность, активно гастролирует по стране, принимает участие в Первом Международном фестивале театрального искусства в Рио-де-Жанейро в 1994 году, экспериментирует, получает престижные национальные и международные театральные премии.   

«Калибан – Буря Аугусту Боала» – пьеса о борьбе за социальные права © Pedro Isaias Lucas
Коллективы «Имбуаса» и «Групу Галпау»

Почти одновременно с «Ой-Нойс-Аки-Травейз», в столице самого маленького бразильского штата Сержипе – городе Аракажу, в 1977 году была основана театральная группа «Имбуаса» (Imbuaça). «Улица была политическим и идеологическим выбором», – говорил позднее один из основателей группы Линдолфу Амарал. Коллектив связывал в своем творчестве элементы культуры коренного населения Бразилии и массовой культуры ее северо-восточной части. Большое внимание уделялось социальной несправедливости, так в спектакле «Клетка» 1981 года разоблачались дикие трудовые отношения индустриального общества.   

Театральный коллектив «Имбуаса» © empautaufs.wordpress.com

В 1982 году в Белу-Оризонте показала свой первый спектакль команда «Групу Галпау» (Grupo Galpão). В дальнейшем мировую известность ей принесла постановка «Ромео и Джульетты», в которой оригинальный текст Шекспира был вписан в бразильские культурные контексты. Премьера состоялась в 1992 году, спектакль пользовался огромным успехом в Бразилии, был показан в странах Латинской Америки, в США и Европе. 

«Групу Галпау» в постановке «Ромео и Джульетта» © Guto Muniz

Театральная группа всегда живо реагировала на общественно-политический запрос, оставляя место классике. Со времен военной диктатуры коллектив последовательно отстаивал идеалы демократического общества и свободу самовыражения без цензуры. В одном из своих последних спектаклей «Мы» артисты обращаются к современным проблемам насилия и социального неравенства, они призывают зрителей не оставаться безучастными и инертными перед лицом социально-политических вызовов, которые бросает реальность.    

Уникальное явление уличного театра – группа «Та-на-Руа»

Уличная театральная группа «Та-на-Руа» (Tá na Rua) была создана в 1980 году в Рио-де-Жанейро. Под руководством Амира Хаддада труппа показывала спектакли на улицах и площадях без каких-либо технических средств или даже сценариев. Все действие строилось на контакте между артистом и зрителем, при этом активно использовалась пантомима, которую комментировал Амир Хаддад, выступающий в роли связующего звена между миром пластики и миром слова.

Группа «Та-на-Руа» в начале своей деятельности © sidneyrezende.com

В одном из перформансов он просит зрителей вспомнить слова, которые заставляют страдать. Каждая новая реплика – «голод», «инфляция», «низкая зарплата», «аренда», «насилие» – делает страдания актрисы невыносимыми, наконец она кричит и умирает. Амир объясняет, что каждый день она рождается, страдает и умирает. Он предлагает «оживить» актрису также словами. Лишь на словах о дешевой еде и доме она поднимается к общей радости зрителей.

Другой темнокожий актер символизирует социальное неравенство, давая возможность зрителям заново прожить ситуации несправедливости, своего возмущения, поиска решения и нахождения ответа.

Группа «Та-на-Руа» в наши дни © coisasdeteatro.blogspot.com

Амир Хаддад считает, что город сам по себе полон театрального драматизма, и стремится стереть разницу между художником и гражданином. В его представлении, городское пространство является декорациями, а горожане – актерами. Только так, по его мнению, можно тронуть сердца сограждан и побудить их к переосмыслению окружающей действительности, возвращая театр от красочных фестивалей к его функции развития гражданского общества.

Основатель группы «Та-на-Руа» Амир Хаддад © sidneyrezende.com
Движение «Немедленные прямые выборы»

Интерес к уличному театру в Бразилии резко вырос во время гражданского движения под названием «Немедленные прямые выборы» (Diretas Já). Движение просуществовало с 1983 по 1984 год и было вызвано падением престижа режима военной диктатуры на фоне инфляции и экономического спада. Его участники требовали прямых президентских выборов, поводом чему служила вероятность принятия соответствующей конституционной поправки.

Театральные школы активно участвовали в протестном движении © estudopratico.com.br

Движение характеризовалось массовыми народными выступлениями в различных штатах страны, самыми крупными из которых стали митинг в Рио-де-Жанейро 10 апреля 1984 года, собравший миллион человек, и митинг Сан-Паулу 16 апреля 1984 года, объединивший в своих требованиях полтора миллиона человек.

25 апреля 1984 года поправка к конституции, предусматривающая прямые президентские выборы, была отклонена, не набрав необходимого количества голосов конгрессменов: 298 – за, 65 – против, 3 – воздержались. В день голосования были мобилизованы правительственные войска и отключено электричество в Южном и Юго-Восточном регионах страны, из-за опасений объединения протестных элементов в массовых акциях при помощи радио. Электричества не было около двух часов, его отключение объяснили технической неисправностью оборудования.   

Ответом манифестантам движения «Немедленные прямые выборы» стало усиление репрессий и ужесточение цензуры, в том числе затронувшей и уличный театр Бразилии. Несмотря на это, движение имело огромное значение для консолидации общества в борьбе за демократию. Оно также вдохновило многих талантливых актеров на использование улицы для творческого самовыражения. Лидеры движения сформировали новую политическую элиту страны, что привело, в конечном итоге, к возвращению гражданского правления в 1985 году, принятию новой конституции в 1988 году и прямым президентским выборам в 1989 году.    

Лозунг «Немедленные прямые выборы» повторяется в 2017-м году в связи с коррупционным скандалом вокруг президента Мишеля Темера © politize.com.br
Уличный театр сегодня

Уличный театр Бразилии возник как ответ общества на установление режима военной диктатуры. Его часто сравнивают с агитпропом, его роль в пропаганде демократических ценностей и участие в политической жизни страны 1980-х годов сложно переоценить. В условиях тотальной цензуры именно уличный театр давал возможность людям различных социальных слоев, придерживающихся различных политических убеждений, найти общие точки соприкосновения, выработать единую позицию относительно происходящих в стране и мире событий.

С окончанием периода военной диктатуры и появлением альтернативных возможностей консолидации общества на иных площадках, обеспечивающих больший охват аудитории, ведущая социально-политическая роль уличного театра во многом была утрачена. Однако он не изменил ей, по-прежнему живо реагируя на происходящие в стране события и внося свой посильный вклад в дело пробуждения политического самосознания граждан страны. В постановках большое внимание уделяется социальным проблемам, воспитанию нравственного начала в зрителях. Театральные группы, как и раньше, устремляются в депрессивные районы, туда, где их творчество особенно нужно и где жители в своей повседневной деятельности не имеют доступ к каким-либо иным видам искусства.

Уличный театр Бразилии всегда был живым явлением с его тягой к эксперименту и немедленной обратной связью от зрителей. Он развивается и пробует новые изобразительные средства.

Выступление театрального коллектива «Имбуаса» © institutomarcelodeda.com.br

Благодаря созданной в 2002 году Бразильской сети уличных театров (Rede Brasileira de Teatro de Rua) театральные группы могут делиться своими находками и удачными сценическими решениями. Бытует мнение, что уличный театр недооценен в бразильской культуре, однако яркая творческая деятельность театральных коллективов свидетельствует о том, что он прочно занял свою нишу на улицах и площадях бразильских городов и никуда уходить оттуда не собирается.

Автор статьи: Дарья Корнилова
0 поделились
Предыдущая статья

Особенности бразильской партийной системы

Следующая статья

Депортация из Бразилии

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − четырнадцать =

[wppb-login] Регистрация