Трансформация реальности с бразильским каналом Глобу
В 2014 году британский журнал Экóномист (The Economist) опубликовал статью о телевизионном канале Глобу, принадлежащем самому крупному телекоммуникационному концерну Бразилии – Grupo Globo. В ней было сказано, что ежедневно 91 миллион человек, а это чуть менее половины населения всей страны, выбирают для просмотра канал именно этой компании.
Кому-то эта цифра покажется преувеличенной, но достаточно пройти по любому кварталу, чтобы убедиться в ее реальности. Куда бы вы ни пришли, везде включен телевизор и, как правило, все загипнотизированно смотрят Глобу.
Исследование, проведенное в 2011 году Бразильским институтом географии и статистики, показало, что семей, у которых есть телевизор, больше, чем семей, у которых есть холодильник, 96,9% против 95,8%. У 64% семей телевизоров больше, чем один. В ходе других исследований было выявлено, что в среднем бразильцы проводят перед экраном 4 часа 31 минуту по рабочим дням и 4 часа 14 минут по выходным; 73% смотрят телевизор каждый день, и только 4% никогда его не включают.
Просачиваясь через экраны, Глобу буквально опутал своей сетью всю Бразилию. Несмотря на некоторый спад за последние десятилетия, его аудитория до сих пор составляет 36% от всех зрителей. При этом ближайший конкурент, компания Рекорд, может похвастаться лишь 15%.
Что же влечет за собой такая популярность? По данным исследования об уровне знаний студентов, проведенного Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию среди учащихся высших учебных заведений 76 стран, Бразилия находится на 60-м месте. В стране с таким уровнем образования это означает, что большинство разделяет одни и те же ценности и обладает одинаковым социальным кругозором. Являясь крупнейшим медиаконцерном Латинской Америки, Глобу может оказывать значительное влияние на политику.
Один пример: в 2013 году представители канала признали, что являлись сторонником военной диктатуры с 1964 по 1985 годы. «В свете исторических событий мы должны сознаться, что были полностью неправы, содействуя самому перевороту и поддерживая затем новое правительство».
Давайте же посмотрим, какие ценности и идеи продвигает Глобу сегодня. Для этого представим себя обычным бразильским телезрителем.
Первым делом нам предлагаются региональные новости, а потом международные. После просмотра создается впечатление, что в жизни нет ничего более важного, чем погода и пробки. Информация о погромах, последовавших за забастовкой полиции, или об экологической катастрофе в результате прорыва дамбы занимает в эфире гораздо меньше времени, чем дорожные сводки. Они обновляются с завидной регулярностью. До шести раз в день ведущие, напоминающие тетушек за чаем, обсуждают жару, дождь или снег.
Остальные утренние программы и ток-шоу помогают раскрыть секрет успешной жизни: надо быть знаменитым, богатым, уместно религиозным и созидать добро. Все присутствующие в эфире излучают любовь и не перестают улыбаться. С экрана сыплются чудесные истории про излечение инвалидов, их силу воли и последующую карьеру. Специалисты и знаменитости обсуждают эти и другие темы с замечательной поверхностностью.
Дневной эфир чуть менее насыщен – повторы сериалов и американские фильмы, поэтому перейдем к прайм-тайм новостям.
Несколько лет назад ведущий журналист Глобу Уильям Боннер отметил, что среднестатический зритель новостной программы Жорнал насионал (Jornal Nacional) напоминает Гомера Симпсона – он не способен воспринимать сложные новости. Похоже, за это время мало что изменилось. Подтверждением тому служат неуместные шутки репортеров, освещающих серьезные политические, экономические или экологические вопросы, такие как истощение запасов воды в Сан-Паулу. «Вы можете наблюдать озабоченный взгляд льва, обеспокоенного проблемой нехватки воды», – шутит корреспондент, ведя свой репортаж из городского зоопарка.
Смотреть Глобу значит быть готовым к банальностям и штампам. На новости вроде «Спасение утопающего наделало переполох в городке Х» выделяются полноценные минуты эфира, в то время как действительно важным событиям – например, всеобщей забастовке – посвящается несколько секунд.
Остаток вечера заполнен сериалами, судя по которым, женщины постоянно делают вечерний макияж, носят внушительные серьги и узкие юбки, не сходят с высоких каблуков и не представляют себе жизни без накладных ногтей и выпрямленных волос. Если это стандарт красоты, то мало кто из реальных женщин под него подходит. Положительные или отрицательные героини отличаются одинаково шаблонными образами. Они сражаются друг с другом, чтобы завоевать мужчин, и их главная цель в жизни – пойти под венец, родить белокурого ангелочка или стать телезвездой, а лучше все вышеперечисленное вместе взятое. В обычных домах есть дворецкие, пылкие сантехники соблазняют скучающих домохозяек.
Две из трех мыльных опер рассказывают о жизни в фавелах, но имеют мало общего с реальностью. В сериале «Правило игры» (A Regra do Jogo) есть персонаж, обозначающий себя адвокатом по правам человека, он тайно проносит заключенным в тюрьму материалы для изготовления бомб. Организация адвокатов публично пожаловалась на канал, обвинив его в попытке оклеветать правозащитников на территории всей Бразилии.
Несмотря на высокий технический уровень сериалов, смотреть их сложно из-за предрассудков, слабых диалогов, стандартных сценариев и ролевых клише. Тем не менее они оказывают успокаивающее воздействие: насущные проблемы кажутся уже не столь важными, и можно уподобиться апатичному льву из зоопарка или женщинам из мыльных опер.