Российские IT-компании, успешно вышедшие на бразильский рынок
Похожесть рынков России и Бразилии, слабая освоенность многих сегментов IT-сферы местными игроками и легкость локализации программных продуктов делают бразильский рынок благодатной почвой для IT-проектов из России. BRASIL.RU рассказывает истории нескольких отечественных компаний, добившихся успеха в Бразилии.
Уроки английского на португальском: LinguaLeo и Preply
Российский онлайн-сервис изучения английского языка LinguaLeo вышел на рынок Бразилии в 2012 году и на сегодняшний день является, пожалуй, наиболее известным, узнаваемым и успешным IT-продуктом из России в этой стране.
«Покори джунгли английского!» — местный слоган LinguaLeo совпадает с русскоязычным, но для латиноамериканских пользователей звучит еще актуальнее
LinguaLeo удалось быстро сделать свой сервис известным в Бразилии без крупных вложений в рекламу. Изучив местный рынок, компания сделала ставку на популяризацию через сарафанное радио в социальных сетях и, учтя огромную долю выходов бразильцев в интернет с гаджетов, на мобильное потребление. Помимо веб-версии LinguaLeo, на португальский практически сразу были переведены и его приложения для смартфонов.
По последним данным, на LinguaLeo зарегистрировано более 800 тысяч пользователей из Бразилии.
Бразильцы традиционно серьезно относятся к своему образованию и готовы платить за него, в частности для того, чтобы повысить свой социальный статус. Этим в том числе объясняется успешное функционирование на местном рынке десятков международных языковых школ и многомиллионные обороты онлайн-курсов английского. Тем не менее бразильские пользователи LinguaLeo предпочитают ежемесячную оплату сервиса покупке годовой подписки.
LinguaLeo – не единственный образовательный стартап российского происхождения на рынке Бразилии. Также здесь представлен Preply – сервис поиска преподавателей для онлайн- или офлайн-занятий иностранными языками.
Для вашей первой виллы в Бразилии: Planner 5D
Сервис Planner 5D, позволяющий спроектировать на компьютере и смартфоне планировку квартиры, дома или офиса, создали в 2010 году россияне Алексей Шереметьев и Сергей Носырев.
Португальская локализация доступна как в браузерной, так и в мобильных версиях Planner 5D. Правда, перевод грешит мелкими ошибками
Когда через три года сервис обосновался в Литве, запустил несколько иноязычных версий и приложение для iOS, он неожиданно даже для самих его создателей стал очень популярным среди бразильских пользователей. Они стали генерировать 10% трафика, причем в отличие от пользователей из России, их больше интересовала разработка планов не квартир, а загородных домов. То есть Planner 5D смог завоевать аудиторию состоятельных обладателей вилл – и это еще до того, как сервис перевели на португальский! Сейчас приложения Planner 5D доступны на португальском и все так же пользуются популярностью в Бразилии.
Задачи и проекты на русском или португальском: «Битрикс24»
CRM-систему от «1С» роднит с Planner 5D то, что для успеха на бразильском рынке компании даже не пришлось открывать локальный офис. Сервис просто перевели на португальский. По всем вопросам «1С» предлагает обращаться в американское представительство, данные бразильских пользователей «Битрикс24» хранятся в тех же США на серверах Amazon, что, кстати, не редкость и для многих бразильских сайтов и сервисов.
«1С» не понадобилось открывать офис в Бразилии, но без присутствия хотя бы местных партнеров на рынке CRM-систем не обойтись
«1С» предлагает бразильцам более мощный и надежный продукт, чем большинство местных разработчиков, и с более привлекательной ценовой политикой, нежели у многих западных игроков. Внедрением и поддержкой «Битрикс24» в бразильских компаниях занимается несколько местных авторизованных партнеров «1С».
QIWI-кошельки и быстрые кредиты: финтех из России в Бразилии
Платежный сервис QIWI в Бразилии, как и в России, сталкивается с определенными трудностями в развитии бизнеса. Еще несколько лет назад СМИ сообщали о поиске компанией покупателя активов в Бразилии и снижении доли российских владельцев в местной дочке QIWI. Тем не менее Бразилия все еще является одной из восьми стран, в которых сервис представлен непосредственно, а не через франчайзинговых партнеров.
Да, в Бразилии тоже есть терминалы QIWI
На сегодняшний день QIWI обладает сетью из более чем 1700 точек обслуживания в 11 штатах Бразилии, включая Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Риу-Гранди-ду-Сул. С помощью QIWI-кошелька бразильцы могут оплатить около сотни различных сервисов, в том числе продлить подписку на популярнейшие онлайн-игры или пополнить проездной в нескольких городах.
С 2016 года на бразильском рынке представлен еще один финтех-стартап российского происхождения: сервис MoneyMan компании ID Finance, который в полностью автоматизированном онлайн-режиме предоставляет бразильцам микрокредиты. Не выходя из дома, прошедшие машинный скоринг граждане могут получить кредит в размере от 500 до 2 тысяч реалов под относительно выгодный для местного рынка процент. Для работы с бразильскими заемщиками MoneyMan объединил силы с банком Socinal Financeira.
MoneyMan называют первым европейским стартапом из сферы онлайн-кредитования, вышедшим на рынок Бразилии
Плата за действие в реалах и реклама в бразильском контексте: интернет-маркетинг
CPA-платформа CityAds осваивает зарубежные рынки начиная с 2014 года. «Изначально мы пошли на Украину, потому что там нет языкового барьера. А потом шагнули в Бразилию. Ее выбрали спонтанно, просто исходя из исследований рынка и тех показателей, которые демонстрируют лидеры технологического сегмента», – объяснил основатель CityAds Александр Савченков в одном из интервью.
Бразилия стала третьим по счету рынком для CityAds
По словам других топ-менеджеров компании, успеху CityAds в Бразилии способствовало то, что у CPA-рынков двух стран много общего. CityAds рассчитывает на ускорение роста в регионе.
Кажется, что интернет-маркетинг в Бразилии — сфера, в которую легко может зайти практически любой стартап, уже добившийся успеха у себя на родине; главное — хорошо локализовать продукт. Вот и конкурент CityAds на CPA-рынке, компания Actionpay, также давно предлагает свой сервис бразильским клиентам (и продвижение в бразильском интернете — российским).
CPA-рынки России и Бразилии очень похожи, говорят в CityAds, а в Actionpay — подтверждают
Известный российский сервис автоматизации интернет-рекламы eLama представлен лишь на нескольких зарубежных рынках. С 2018 года компания предлагает свои услуги и бразильскому бизнесу.
На своем бразильском сайте eLama не только ведет тематический блог на португальском, но и уже успела провести несколько вебинаров
Пока что заказчики из Бразилии могут воспользоваться лишь основным бесплатным пакетом услуг от eLama, однако в скором времени сервис обещает начать предоставлять доступ ко всем своим возможностям за 149 реалов в месяц.
Наконец, какой интернет-маркетинг без, собственно, онлайн-магазинов? И на рынке инструментов для создания интернет-магазинов в Бразилии тоже присутствуют игроки из России: свой сервис предлагает Ecwid.
Локальная версия Ecwid «создана для Бразилии»: она поддерживает доставку бразильской почтовой службой Correios и оплату через PagSeguro
Такси и доставка — из России с любовью: inDriver и Dostavista
Основанный в России сервис заказа такси inDriver, главная особенность которого – возможность управления стоимостью поездки, объявил о выходе на бразильский рынок совсем недавно, в ноябре 2018 года. Экспансия сервиса в страны Латинской Америки началась весной прошлого года с Мексики и Колумбии – и продолжается по сей день.
«Поездки на ваших условиях»
В Бразилии, однако, inDriver решил запуститься в довольно скромных масштабах. Сервис пока доступен лишь в одном городе, Жоау-Пессоа, где на него работают около тысячи водителей. Для сравнения: в Эквадоре, где inDriver появился в том же ноябре 2018 года, сервис сразу стал доступен в 14 городах. Вероятно, компания решила прощупать почву, прежде чем устраивать полномасштабный выход на крупнейший рынок континента.
Под брендом Click Entregas в Бразилии, в штате Сан-Паулу, работает российский краудсорсинговый сервис курьерской доставки Dostavista. Как и в России, в Бразилии компания предлагает доставку заказов в срок до 90 минут с помощью курьеров на мотоциклах (очень популярный вид транспорта среди курьеров в Сан-Паулу), автомобилях, фургонах, велосипедах и, конечно же, на «своих двоих». В системе зарегистрировано более 10 тысяч курьеров, а оформляются и выполняются заказы через тот же удобный интерфейс сайта или мобильного приложения, который доступен клиентам Dostavista в России и на других рынках присутствия компании.
«Ваша доставка день в день!»
Русский робот со знанием португальского: Promobot
Российские онлайн-сервисы и софт преуспели в освоении бразильского рынка, однако присутствует ли на нем хоть одна физическая разработка из нашей страны? Да — и это Promobot, робот-консультант от одноименной пермской компании, в январе удививший посетителей выставки CES 2019, экспортируемый уже в 15 стран, в том числе в Бразилию.
В других странах Promobot известен под разными именами. В Бразилии его зовут Umbô
На иностранные рынки Promobot выходит с помощью местных дистрибьюторов и партнеров — в Бразилии таким партнером стала компания Umbô из Сан-Паулу. Сотрудники Umbô уже обучили робота от Promobot работе администратора и промоутера; роботы из России также способны «занимать должности» консультантов, специалистов по работе с клиентами, обучающих стендов и консьержей — в обозримом будущем они смогут выполнять эти функции и в Бразилии.
Если вам известны другие российские IT-компании, работающие на бразильском рынке, но не вошедшие в данную публикацию, просьба написать о них в комментариях.