© Sappho

Угнетение и борьба за свободу в современном бразильском кино

В 2018 году исполнится 130 лет со дня отмены рабства в Бразилии, но и в начале нового тысячелетия эта тема продолжает волновать кинематографистов. В 2000-е годы в бразильском кино появилось много документальных и художественных фильмов, по-новому раскрывающих вопросы расовой дискриминации.

Отрицание Бразилии

В 2000 году режиссёр Жоэл Зиту Араужу снял полуторачасовой документальный фильм «Отрицание Бразилии» (A Negação do Brasil), обращающийся к истории бразильских теленовелл и анализирующий роли чернокожих актёров, часто стереотипных и отрицательных персонажей.

Основываясь на своих воспоминаниях и результатах исследований своей докторской диссертации, режиссёр отмечает влияние бразильских сериалов на этническую идентичность афробразильцев и ратует за причисление негров не к антагонистам, а к полноценным, положительным телегероям.

Фильм является глубоким и грустным портретом расизма, доминировавшего в бразильских сериалах на протяжении всей их истории. Известные темнокожие актёры Милтон Гонсалвес, Рут де Соуза, Лея Гарсия, Зезе Мотта, жена режиссёра Мария Сейса рассказывают свои истории и рассуждают о предрассудках, направленных против чёрных актёров. Отдельного внимания заслуживает нарезка фрагментов с диалогами из фильмов и сериалов, начиная с 1950-х и заканчивая 1990-ми годами.

Фильм «Отрицание Бразилии» стал призёром многих фестивалей в 2001 году, в числе которых Международный фестиваль документального кино «Вся правда» в Сан-Паулу, Кинофестиваль в Ресифе и Национальный конкурс документальных фильмов при поддержке Министерства культуры. Картина была отобрана для показа на нескольких зарубежных киносмотрах в Португалии, Италии, Франции, США и на Кубе, а также показана на фестивале «Права человека на трёх континентах» в Йоханнесбурге в 2003 году.

Кроме документального фильма Араужу в 2000 году выпустил книгу «Отрицание Бразилии – негр в бразильском телесериале» издательства СЕНАК, которая содержит материалы диссертации режиссёра.

Маргинал, ставший легендой Лапы

Говоря о рабстве, дискриминации и угнетении чернокожих в кино, бразильцы часто называют в числе прочих байопик Карима Айнуза «Мадам Сатана» (Madame Satã), снятый в 2002 году.

Мадам Сатана – это кинобиография одной из самых маргинальных и эпатажных фигур бразильской эстрады Жоау Франсиску дус Сантуса, прославившегося как Мадам Сатана.

Жоау дус Сантус стал культовым персонажем богемной Лапы в Рио-де-Жанейро в начале XX века – чернокожий бедняк, художник, уличный боец, гомосексуалист, мятущийся человек, страдающий от многочисленных предрассудков из-за цвета кожи.

После выхода из тюрьмы за убийство Жоау живёт в доме со своеобразной семьёй: «женой» – проституткой Лауритой, её дочерью Фирминой, своим напарником Табу, любовником Ренатинью и другом, владельцем бара «Данубиу Азул», Амадором. Именно в «Данубиу Азул» начинается восхождение будущей сценической легенды – Мадам Сатаны.

Режиссёра, много лет жившего в США и во Франции, мать которого была бразильянкой, а отец – алжирцем, критиковали за недостаток знания бразильских реалий, намеренное изображение шокирующей жизни Лапы и чрезмерную откровенность гей-сцен. Сам же Айнуз утверждал, что продолжил традицию социального кино, представив на суд публики неидеального героя – смутьяна, гомосексуалиста, трансвестита и, в конце концов, убийцу. И факт того, что режиссёр посвятил фильм трём «своим мамам»: матери Ирисме, бабушке Бранке и няне Хелене, указывает на то, что Айнуз знал, что делал, и ничего не стыдится.

Будучи франко-бразильским проектом, «Мадам Сатана» номинировался на 35 международных премий, 21 из которых выиграл. В числе прочих картина получила специальный приз на Фестивале независимого кино в Буэнос-Айресе в 2003 году, а в Гаване режиссёра Айнуза отметили призом за лучшую режиссуру и специальной премией за лучший дебют.

Фильм был также многократно награждён на родине. В ноябре 2015 года Бразильская ассоциация кинокритиков включила «Мадам Сатану» в топ-100 лучших бразильских фильмов всех времён.

Легенда о Чёрном старике

Ещё одного чернокожего исторического персонажа – раба Жоау де Камаргу, известного как Чёрный старик –  сыграл Лазару Рамос.

Байопик о Чёрном старике «Захолустье» (Cafundó) создали в 2005 году художник-постановщик Кловис Буэно и актёр Пауло Бетти, считающиеся почитателями Камаргу.

«Захолустье» – это фантастическая история, в основе которой лежат факты из жизни реального человека. Фильм рассказывает о бывшем рабе, ставшем затем чудотворцем из Сорокабы и создавшем церковь своего имени в районе Агуас-Вермельяс.

Выросший в негритянском рабском поселении Жоау с обретением свободы поражается изменившемуся миру вокруг и отчаянно хочет занять в нём свое место. Он перебирается из Сарапуи в Сорокабу, работает поваром, рабочим на ферме и в гончарной мастерской, служит солдатом.

Уезжая из Сорокабы, Жоау по дороге знакомится со своей будущей женой – белой танцовщицей Розарио, их брак длится недолго из-за измены Розарио.

Потрясение от новых реалий столь велико, что Жоау начинает злоупотреблять алкоголем, и его посещает видение, заставляющее уверовать в то, что он способен видеть бога.

Соединив африканские верования, полученные от матери, с азами иудео-христианской религии, Жоау осознаёт, что может исцелять людей. Он основывает свою церковь и становится одной из бразильских легенд – Нью Жоау, или Чёрным стариком. По словам последователей, Жоау лечил болезни только при помощи масел и трав, не прибегая к медицине. В основанной им церкви искали и находили приют люди со всего мира. Со всеми он был терпелив, щедр и внимателен.

После ареста за знахарство в 1913 году, Жоау был оправдан и во избежание новых гонений официально зарегистрировал свою церковь как Спиритическую ассоциацию и Благодетельную часовню Иисуса в Бонфине, признанную в 1921 году юридическим лицом.

Ньо Жоау умер в 1942 году в возрасте 84 лет. В последний путь его провожало более полумиллиона человек, его культ продолжает жить по сей день.

Режиссёрский дебют Буэно и Бетти был неоднозначно воспринят критиками и зрителями. С одной стороны, фильм освещает проблему непростой адаптации бывшего раба в свободном обществе и рассматривает религиозный синкретизм как следствие смешения культур, обычаев и верований индейцев, европейцев и африканцев, принципов радикального спиритуализма, христианства и кандомбле. А с другой стороны, недоумение вызвала идеализация человека, сопротивляющегося медицине и своими проповедями и сомнительными методами способного погубить веривших ему людей.

Фильм заслужил особое упоминание на Фестивале панафриканского кино в Лос-Анджелесе в 2005 году. А на Фестивале в Грамаду того же года «Захолустье» удостоили премиями за лучшую мужскую роль (Лазару Рамос), художественную постановку и операторскую работу.

Ничего не меняется

В 2005 году вышел на экраны ещё один знаковый фильм «Значит ли это что-нибудь?» (Quanto Vale ou É Por Quilo). Картина режиссёра Сержио Бьянки проводит аналогию между работорговлей в колониальный период и эксплуатацией беднейших слоев населения в наше время.

Фильм Бьянки является вольной интерпретацией рассказа Машаду де Ассиса «Отец против матери». В оригинальном рассказе главные герои – охотник Кандинью и беглая беременная рабыня Арминда. Когда Кандинью находит Арминду и возвращает хозяину, ей насильно делают аборт. Кандинью же получает денежное вознаграждение, которое позволит ему содержать сына.

В фильме Бьянки Кандинью и Арминда появляются не только в этом сюжете. Наряду с другими персонажами они живут в современном городе. И хотя времена другие и возможен поиск новых решений, мало что меняется в судьбе персонажей.

Фильм представляет собой смешение жанров: здесь есть место и журналистскому расследованию, и документалистике, и повествованию от третьего лица, и авторской компиляции эпизодов из колониального прошлого с современной реальностью, сохранившей расовое неравенство. Режиссёр говорит о том, что вопросы, которые должны были остаться в рабовладельческом прошлом, до сих пор актуальны: борьба беднейших за свои права, дискриминация чернокожих, социальная несправедливость. Изменилась форма, но не содержание.

Так, Жоана – освобождённая рабыня, которую ограбил белый, оказывается осуждённой за его оскорбление и наказанной, потому что закон всегда на стороне могущественных и богатых. «А ведь и сегодня, – отмечает голос за кадром, – есть те, кто считает негритянок незаслуживающими понимания только из-за другого цвета кожи».

В другом эпизоде современная темнокожая женщина Арминда выступает против завышения цен на закупаемые для школы компьютеры и обвиняет в мошенничестве Рикардо Педрозу, который не находит ничего лучше, кроме как нанять киллера, чтобы закрыть ей рот.

На роль киллера назначен Кандинью – трудолюбивый и честный темнокожий юноша, собирающийся жениться на своей белой невесте Кларе. Тетя невесты подстрекает его стать наёмным убийцей, чтобы обеспечить благополучие и независимость своей семьи. Эта история перекликается с историей лесного капитана, схватившего беременную рабыню, чтобы вернуть хозяину и получить вознаграждение.

Из-за открытого финала зритель не может узнать, чем завершилась история честной Арминды, стал ли наемным убийцей Кандинью, нанятый Рикардо. 

Тётя невесты Кандинью Моника Силвейра – добропорядочная женщина, дающая хлеб и кров нищим, больным и убогим за то, что они на неё работают. Моника дает интервью на телевидении и рассказывает в нем о своей доброте. На рынке она встречает уволенную с работы Ноэмию, у которой не хватает денег на еду. Ноэмия организует свадебное торжество племянницы Моники, взамен получает необходимые продукты.

Бьянки проводит параллель между этой историей и случаем Марии-Антонии и Лукреции из колониального времени. Лукреция должна собрать крупную сумму денег, чтобы выкупить себя из рабства, но ей не удаётся сделать это. И тогда Мария-Антония выкупает её у сеньора Кардозу. Лукреция должна отработать сумму выкупа с процентами в течение года. Лишь спустя три года ей удаётся освободиться, выплатив 8 238 рейсов, что на 5 688 рейсов больше суммы начального выкупа. 

Аналогия проводится с деятельностью правительства и различных неправительственных организаций. Из львиной доли прибыли лишь небольшая часть достаётся бедным слоям населения. Чем отличается это от использования рабского труда при невыносимых условиях жизни самих рабов?

Все эпизоды фильма являются экранизацией реальных историй, взятых из Национального архива Рио-де-Жанейро.

Фильм был тепло принят зрителями и критиками, получил премии за лучшую режиссуру и лучший сценарий, а также специальный приз жюри на кинофестивале в Парати в 2005 году.

Рабы тоже любят

В 2008 году на экраны вышел фильм режиссёра Франсиско Мансу «Остров рабов» (A  Ilha  dos Escravos). Картина стала совместным проектом четырёх стран – Бразилии, Кабо-Верде, Испании и Португалии. «Остров рабов» был снят по мотивам романа «Раб» Жозе Эваристо де Алмейды, написанного в 1856 году во время ссылки в Кабо-Верде.

Действие ленты разворачивается в 1834 году. Король Португалии Мигел I, отрёкшись от престола, бежит из страны. Часть его сторонников, не принявших провозглашение королевой 15-летней племянницы Мигела, высланы из столицы в Кабо-Верде.

Через некоторое время из метрополии в Кабо-Верде приезжает представляющийся коммерсантом Албану Лопес и, пользуясь рекомендательным письмом к  богатейшему плантатору острова, начинает своё дело. Однако истинная его цель – организация восстания мигелистов против королевского двора. Для этой цели Албану с заговорщиками решает использовать рабов и угнетаемое цветное население колонии.

В центре сюжета – любовный треугольник с участием офицера Албано, дочери плантатора Марии и раба Жоау. Чернокожий раб становится соперником офицера в борьбе за сердце девушки. 

Жук, который взлетел

Завершает обзор бразильских фильмов 2000-х годов об угнетении, борьбе за жизнь и свободу лента 2009 года под названием «Жук» (Besouro). Картину снял один из самых титулованных бразильских режиссёров Жоау Даниэл Тихомирофф. Это история одного из легендарных бразильских капоэйристов Мануэла Энрике Перейры, родившегося в 1897 году.

Перед зрителем предстаёт Баия 1920-х годов. Несмотря на отмену рабства более тридцати лет назад, чернокожие по-прежнему считаются рабами. Среди них Мануэл, который в детстве учился у мастера капоэйры Алипиу. Наставник постарался не только научить мальчика боевым приёмам и навыкам концентрации, но и привить основы добродетели.

Мануэл выбирает прозвище «Жук», потому что, как и это насекомое, никогда не сможет летать. Подрастая он осознаёт, что ему свыше поручена защита своего народа, борьба с угнетателями и существующими расовыми предрассудками.

По мнению режиссёра, любовная линия была необходима для сюжета, ведь все «нуждаются в любви». В фильме показан любовный треугольник между Жуком, его другом (а позднее противником) Керу-Керу и девушкой Керу-Керу – Динорой. Одной из самых сильных сцен картины является месть Диноры за смерть возлюбленного.

В фильме реальные исторические факты переплетаются с афробразильской мифологией. На ярмарке, где работают бывшие рабы, Мануэлу открывается мистическая сущность Эшу.

Сцены боя в ленте поставил специально приглашенный мастер Хуэн Чиу Ку, известный по своей работе в фильме «Убить Билла» Тарантино. Это вызвало немало критики в адрес режиссёра. Считалось, что приглашение иностранных специалистов – это особенность Голливуда.

Бюджет фильма составил более десяти миллионов реалов. От картины, заявленной как боевик, ждали больше сцен борьбы, так как в ее создании принимала участие звезда кунг-фу.

В актёрском составе критики единодушно выделили очень убедительного в амплуа злодея Ирандира Сантоса, сыгравшего Нока. Именно он произносит в фильме две фразы, выражающие расовые предрассудки: «Черный, если не делает дерьмо на входе, сделает его на выходе» и «Бедняк и курица, несомненно, черны, как макумба».

Фильм «Жук» был показан на различных международных фестивалях и закуплен для проката несколькими странами.

Автор статьи: Наталья Москвицова
0 поделились
Комментарии к статье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 3 =

[wppb-login] Регистрация